22:3208.01.2010г.
В культурной жизни Севастополя ушедший 2009-й год запомнился не только целой серией ярких художественных выставок, открытием новых залов и даже галерей изобразительного искусства, но и …сменой председателя правления севастопольской городской организации Национального союза художников Украины. В конце лета им стал Иван Михайлович Грищенко, сменивший на этом посту одного из самых «романтичных» художников Севастополя Игоря Шипилина, пожелавшего несколько отойти от организационной работы и вернуться к активному творческому процессу.
По поводу интервью с Иваном Грищенко «Новый Севастополь» «забросил удочку» еще летом. Тогда мы договорились поговорить о севастопольской художественной жизни через полгода, чтоб дать возможность «свежевыбранному» председателю правления севастопольской городской организации Национального союза художников Украины, так сказать, «врасти в должность» и, как говорят, осмотреться в отсеках. Сегодня днем корреспондент «Нового Севастополя» таки расспросил Ивана Михайловича о жизни местного союза художников в 2009-м и о планах на 2010-й год.
-- Иван Михайлович, итак, в конце лета вы возглавили правление севастопольской городской организации Национального союза художников Украины. Полгода вы на должности. Каким, по вашему мнению, был 2009-й?
-- Он был непростым, прежде всего в организационном плане. Действительно, кроме творческого процесса, шел процесс смены руководства правления севастопольской городской организации Национального союза художников Украины. И хотя мой товарищ и коллега по творчеству Игорь Шипилин пожелал уйти с поста руководителя местного «союза», он по-прежнему активно участвует в развитии «художественной» жизни нашего города. Игорь -- моя правая рука по творческим вопросам. Мы советуемся, обговариваем, придумываем. Например, мы вместе занимались нашим экспозиционным залом, где, собственно, и проходят регулярные выставки городской организации Национального союза художников Украины.
-- Говоря о вашем прекрасном светлом выставочном зале, сколько выставок тут прошло?
-- Вы знаете, точную цифру не помню. Признаюсь, как художник, не задавался вопросом статистки. Но скажу, что около 25 выставок было. Скажу главное – наш зал не пустовал. Более того, севастопольские художники все чаще выставляются на других площадках. Летом – прямо на улице и это сегодня нормально, так – и за границей. А весной, зимой, осенью – частенько в новых городских залах. Это говорит о том, что наш большой коллектив творит, люди пишут картины и рады поделиться своими результатами как с «коллегами по цеху», таки и с севастопольцами и гостями города, которые частенько узнают Севастополь на экспонируемых полотнах.
-- На открытии декабрьской выставки в гостинице «Украина» вы сказали, что сезонная, в частности, весенне-летняя активность наших художников переросла в круглогодичную…
-- Это действительно так. Главное, что появились новые площадки, где можно делать экспозиции. Как известно, до последнего времени выставки в гостинице «Украина» проводились по итогам ежегодных пленэров, которые, как правило, приходятся на конец лета – начало осени. Но потенциал севастопольских художников настолько велик, а природа Крыма настолько богата, что мы пришли к выводу, что выставки с одинаковой интенсивностью можно проводить круглый год. И мы очень благодарны большой поклоннице изобразительного искусства директору гостиницы «Украина» Светлане Александровне Антоненко, которая помогает нам с организацией выставок.
-- Иван Михайлович, трудно совмещать творческое и организаторское?
-- Вы знаете, я вам так скажу. Чтоб творить и наслаждаться, художник должен быть внутренне спокоен. Чтоб сосредоточиться на холсте, ничто не должно отвлекать. Более того, материальные проблемы не так влияют на творчество, как проблемы душевные. Душа спокойна, тогда и творчество в удовольствие.
-- Сколько сейчас людей в севастопольской городской организации Национального союза художников Украины?
-- 59 человек.
-- Это много или мало?
-- Это много и это хорошо: все общаются, обмениваются впечатлениями и даже критикуют, а также, что важно, участвуют в пленэрах. Я вам так скажу, в Севастополе очень насыщенная, энергичная, активная художественная жизнь
-- Иван Михайлович, что еще вспомните интересного в контексте итогов ушедшего года?
-- Мы – участники всех всеукраинских и крымских выставок. В частности, в 2009-м всеукраинских было четыре выставки. И во всех четырех участвовали севастопольцы. Это и Евгений Смирнов, и Игорь Шипилин, и Владимир Адеев, и Варвара Грищенко, и Андрей Чеботару, а также я.
-- В наступившем году какие планы?
-- Планы, как говорят, наполеоновские. Выставок запланировали много. После январской – рождественской – экспозиции мы задумали провести выставку молодых художников. В марте проведем, так сказать, чисто женскую выставку. Традиционно, ко Дню города, ко Дню флота. Кроме того, наша организация будет представлена на всеукраинских выставках, в частности, на выставке «Живописная Украина» в Киеве, на выставке к 65-летию победы в Великой Отечественной войне, а также во всеукраинской осенней выставке, посвященной Дню художника. А еще Севастополь будет представлен на весенней выставке «Триенале живописи» в Киеве. Туда очень трудно попасть. Помню, был год, когда я туда не попал, а мой сын – Роман – был приглашен.
-- Много поедет художников в Киев?
-- Например, в 2009-м наших в Киеве, в Доме художника, было 16 человек. Это при том, что обычно из областей приезжает по 3-4. Туда действительно трудно попасть: идет отбор.
-- Наши на всеукраинском уровне как выглядят?
-- Я вам скажу, наши художники выглядят не хуже.
-- Природа «виновата», есть с какой красоты писать?
-- Сегодня понятие природы очень относительно. Иными словами, у нас монополии на крымскую природу нет. Ведь к нам часто приезжают из других регионов и пишут здесь.
-- Тогда в чем секрет «севастопольского» уровня?
-- У нас – художники с хорошей школой. Мы полны сил, полны желания работать. У нас подрастает активная молодая смена. Ребята грамотные, они получают серьезное образование, учатся в очень хороших вузах Украины. Идет диалог поколений. В 2009-м году мы не пропустили ни одной выставки.
-- Вы не считаете, что молодое поколение севастопольских художников несколько обделено: они уже не застали «белокаменный» Севастополь периода 60-х/70-х, старую Балаклаву, еще не закатанную в плитку? Урбанизация наступает и это, видимо, объективный процесс…
-- Мы с таким же успехом можем говорить, что не помним довоенный Севастополь. Он тоже, говорят, был красивый. Мы не можем сравнить, ибо мы не видели.
-- Знаменитый военный хроникер Микоша мог бы сравнить…
-- Это да, но как мы помним, он запечатлел именно разрушенный, военный Севастополь. Мы же можем говорить о том, что мы имеем сейчас. Что видели и видим.
-- Вы тоскуете по старому городу?
-- Конечно. Если я вижу, что сохранился маленький уголок, я спешу написать его на холсте. Люблю и Балаклаву, и Апполоновку, и Стрелецкую, и Корабельную, и Херсонес. И знаете, я бываю во многих местах, но ловлю себя на мысли, что Севастополь лучше. И я благодарен судьбе, что живу именно здесь. Ведь творить художнику в Севастополе – это счастье.
Александр Пархоменко
Фотограф: Фото автора
Источник: Новый Севастополь