Маринистическое дежавю в Севастопольском художественном музее
23:5227.02.2013г.
Работники Севастопольского художественного музея имени М.П. Крошицкого решили пойти по проторенным дорогам старых традиций, вновь достать из своих фондов почти сотню картин и 27 февраля ретранслировать выставку с символичным названием «Мемориалы И.К. Айвазовского».
Как заметили сами организаторы, экспозиция имеет вид в точности как приуроченная к 195-летию всемирно известного русского мариниста выставка, проходившая в августе-сентябре 2012 года. Такое повторное воспроизведение сделано, по их словам, для того, чтобы как можно больше севастопольцев смогли насладиться произведениями живописи великих мастеров такой близкой и интересной жанровой направленности.
Картины и рисунки самых разнообразных стилей и размеров объединились в стенах художественного музея и ждут своих ценителей. Живое эмфатическое море, одухотворенные пейзажи, отточенные фрегаты, оживленные порты, тихие бухты и незатейливые дома – все это мемориалы Айвазовского, произведения вдохновленные шумом морской волны.
Прогулка по двум залам, в которых размещены произведения, позволяет как нельзя глубже погрузиться в жанр и стать свидетелем его эволюционной трансформации на протяжении 4 веков. От голландских пейзажей 17 века, морских бурь в исполнении неизвестных мастеров итальянской школы 19 века до кораблей Алексея Боголюбова и Александра Беггрова.
В центральной части зала гипсовая статуэтка с обликом Ивана Айвазовского соседствует с семью картинами известного мастера, среди которых «Лунная ночь», «Вид Босфора».
Если картины из первого зала призваны поразить вас своей безукоризненной техникой, сдержанными приглушенными цветами вместе с грузной детализацией и роскошными массивными узорчатыми рамами, то зал номер два окунает в чувственное переосмысление обличия моря через грубые контуры, заключенные в резкие цвета и растяжимые формы.
Контрастная графика и выразительная акварель: живопись отечественных мастеров двадцатого века берет на себя смелость увидеть море в колорите сочных ракурсов и сочетании смешанных интенсивов.
Это современная марина в лице Геннадия Арефьева, Зиновия Филиппова и Михаила Крошицкого. Насыщенный угол морской волны задевает взгляд и призывает задуматься о вечности. Как море - не просто зеркальная лазурь и небесный горизонт, а особая структура пространства, способного не только вместить в себя, но и подчинить себе все окружающее, так и маринистика - не просто жанр, а один из способов попытаться воспринять и осмыслить непринужденное естественное великолепие и легкую свободу божественного присутствия посредством одной из самых непредсказуемых и неуправляемых стихий.