13:1406.08.2008г.
Ситуация из нашей с вами повседневной жизни: вы спешите на работу, вам порой не удается посмотреть под ноги, и вы едва не наступаете на выброшенную кем-то прямо на улице пустую банку из-под пива или колы. Идете дальше и встречаетесь со строго оценивающим вас бультерьером, горделиво идущим навстречу метрах в 5-10 от своего хозяина, увлеченно-отстраненно говорящего по мобильному. Вы, наконец, приходите на остановку общественного транспорта, а стоять там не можете—со всех сторон на вас наплывают облака сигаретного дыма. Да, суровая, но нашенская действительность, изменить которую мы, между прочим, почему-то не торопимся. Иногда, правда, говорим: «А вот я был за границей, так там, если ты выбросил из окна машины сигарету…».
«Курица—не птица…», но Польша для нас, по-моему, уже давно, еще задолго до вступления в Европейский Союз и Северо-Атлантический альянс—заграница. Так вот, наши ближайшие соседи не собираются мириться с тем, с чем днем и ночью миримся мы.
Для чего в городе Кракове городская стража—из обзорного рассказа старшего стражника Марчина Юрченко (кстати, выходца из Львовской области), с которым корреспондент «Нового Севастополя» познакомился вначале августа во время курсов, проводимых Институтом стратегических наук (г. Краков):
Разница и общее между полицией и городской стражей
Основные усилия полиции города Кракова, как и в целом полиции Польши, сосредоточены на борьбе с преступлениями. Городская стража больше следит за общественным порядком. Она не имеет таких полномочий, как полиция. Проще говоря, если задерживает человека, в действиях которого есть признаки преступления —«отдает» его «в руки» полиции.
Снаряжение, техника, состоящие «на вооружении» городской охраны, не сильно отличаются от снаряжения, техники, амуниции и прочее, которые есть у полиции города. Основная разница состоит в том, что полиция—это государственная структура, а городская стража, или охрана—муниципальная, подчиненная местному самоуправлению. Еще стражник не имеет права выполнять свои служебные обязанности в цивильном платье.
Стремятся ли стражники перейти при случае на службу в полицию? Когда появляется такая возможность, то ею пользуются. Ведь в полиции платят значительно больше, и лучше социальное обеспечение. В частности, имея 15 лет выслуги, уже можно идти на пенсию. Сколько получает стражник? По украинским меркам—в районе 3-х тысяч гривен.
Задачи и полномочия стражников
Вообще закон о городской страже существует в Польше с 1997 года. До этого времени стража функционировала на основе решений местных органов самоуправления (в Польше они называются гминами). Подчиняется городская стража руководству местного самоуправления и коменданту стражи. В Кракове имеется 6 отделений городской стражи.
Основная наша задача—поддержание в городе общественного порядка. Мониторим ситуацию. Чаще всего приходится осуществлять интервенции в отношении людей, употребляющих спиртные напитки в общественных местах, ведь последнее в Польше делать запрещено.
Еще одна важная задача—обеспечение соблюдения правил, касающихся режима тишины. Кстати, подобные нарушения достаточно оперативно рассматриваются в городском суде.
Мы имеем определенные полномочия по контролю на дороге. Обеспечиваем безопасность детей на дороге. Особенно предметно занимаемся этим в сентябре, когда дети возвращаются в школы. Проводим различные пропагандистские акции. Скажем, распространяем листовки, на которых ребенок учит взрослого, что не хорошо переходить дорогу на красный свет или в неустановленном месте. На этих же листовках, которые мы рассылаем по почте местным жителям, указана и сумма штрафа—150 злотых. В ближайшее время намерены обратиться в научный институт, который посредством опроса общественного мнения определит коэффициент полезного действия от распространения таких листовок.
Стражники достаточно часто бывают в школах, где выступают с лекциями, проводят занятия. И не только по правилам дорожного движения. У нас много научных и дидактических материалов. Обучение начинаем с самых младших классов, и проводим его до старших классов.
Мы не имеем полномочий останавливать водителей, нарушающих правила дорожного движения. Но вправе делать замечания, если машина стоит «под знаком». Мы реагируем, если кто-то собаку прогуливает, не держа ее при этом на поводке. Кто-то выбросил на улице банку—тоже наш «клиент».
Обеспечиваем массовые культурные мероприятия. В том числе и такие специфические, как, скажем, марши сексуальных меньшинств.
Мы также принимаем участие в общепольских общественных кампаниях. К примеру, направленных на недопущение ситуаций, когда продавцы продают сигареты несовершеннолетним.
Недопущение курения в общественных местах—тоже наша задача. В феврале этого года вышел закон о запрещении курения в общественных местах—на остановках, в парках. Наказание—100 злотых.
Наш годовой бюджет составляет 35 млн. злотых, и он, в основном, обеспечивает потребности стражи, ее развитие. Об этом свидетельствует и тот факт, что число наших работников в последнее время увеличилось до 450.
Каковы перспективы городской стражи? Все зависит от решений местного самоуправления. Например, если оно посчитает нужным, то через год городской охраны Кракова может и не быть.
От автора. Полицейские и стражники этого сказочно красивого, манящего к себе туристов города любят повторять, что Краков живет 24 часа в сутки, посему они должны каждый час контролировать и обеспечивать порядок и законность. И, похоже, им это удается. По крайней мере, если говорить о работе городской стражи, то за 6 дней пребывания в городе мне не приходилось «иметь удовольствие» наблюдать за распитием спиртных напитков в общественных местах, лиц, бросающих «где попало» мусор, выгуливающих собак не на поводке. Да что говорить—в Кракове, как мне показалось, уже редкость встретить на улице курящих на ходу.
Еще одна интересная деталь. В Кракове ребенку должно исполниться 10 лет, чтоб он получил право управлять велосипедом. Но прежде он должен сдать соответствующий экзамен. Не говоря уже об управлении скутером,—тут уже должно быть 13 лет, и тоже, естественно, через экзамен.
Подготовка на право управления организована на протяжении года в школах. Занятия ведут сами учителя. В Польше существуют и так называемые летние школы, где дети проходят подобные курсы. Стало установившейся практикой, когда школы приглашают для проведения занятий полицейских или стражников.
….Если не изменяет память, в Севастополе несколько лет назад имели место попытки создания муниципальной милиции. Они оказались безуспешными. К сожалению. Ничего не хочу сказать плохого в адрес милиции общественной безопасности, существующей в структуре каждого УМВД. Но, по-моему, милиция есть милиция, и она, действительно, прежде всего, должна противодействовать попыткам нарушения закона. Вряд ли она будет должным образом реагировать на «мирно идущих» хозяина и его собаку, не обремененных поводком, пока кто-то не пожалуется. И не факт, что обратит внимание на того, кто бросает из окна автомобиля на газон банку кока-колы, а тем более—сигарету…
Олег Чубук, специально для «Нового Севастополя»
Фото автора
Источник: Новый Севастополь