НОВОСТИ

2 июня 2017

Несгибаемый из когорты Героев

11:1606.05.2008г.

Виктор Иванович Колядин, пожалуй, самый титулованный из всех ветеранов Великой Отечественной войны, проживающих в Севастополе. Генерал-майор авиации, «Заслуженный военный летчик СССР», председатель Севастопольского комитета Международного союза городов-героев, Герой Советского Союза, кавалер двух орденов Ленина, шести орденов Красного Знамени, двух орденов Отечественной войны 1-й степени, ордена Красной Звезды, орденов и медалей КНДР и КНР, орденов Богдана Хмельницкого 1-й и 2-й степеней…

Награды и звания, полученные в годы войны, во время боевых действий, имеют особую цену. Они совсем не те ордена, что получают фронтовики в мирное время к юбилейным датам за участие в войне.

Начинал свои боевые  полеты в годы Великой Отечественной войны Виктор Колядин на  легких ночных бомбардировщиках У-2 и Р-5.

– Было это в начале войны, когда  нас направили в город Кузнецк Пензенской области, – вспоминает Виктор Иванович. – В ту пору не хватало самолетов. Нам предложили временно пересесть на У-2 и Р-5. Машины были старые, тихоходные, летали мы со скоростью 100–160 км. Тренировались ночью. Когда подучились, стали выполнять боевую работу. В составе 597 полка бомбили вражеские позиции, доставляли продукты и оружие партизанам, забрасывали диверсионно-разведывательные группы в тыл противника.

Работа была очень опасная и рискованная. Что такое – осуществить средь бела дня авиаразведку на тихоходном У-2?!

– Едва подлетаешь к аэродрому, чтобы посчитать вражеские самолеты, как тут же взлетает истребитель и начинает за тобой охотиться, – вспоминает Виктор Иванович. – Улетать восвояси нельзя, нужно выполнить задание. Для этого приходилось делать и два, и три захода…

Задача не для слабонервных. Нужно было маневрировать, уходить от преследования истребителя и в то же время вести разведку, а значит, становиться хорошей мишенью для вражеской скоростной машины. Тут большой риск быть сбитым. И не единожды отважный летчик Виктор Колядин возвращал свой самолет после выполненного задания с пробоинами на крыльях и фюзеляже. Пройди пуля или снаряд в другом месте и…

Нужно было обладать стальными нервами и высоким летным мастерством, чтобы выполнять ту же авиаразведку и оставаться в живых. А задания приходилось выполнять разные. Например, забрасывать разведчиков на вражескую территорию. Делалось это скрытно, ночью. Забрасываемый находился в передней кабине. Летчик выходил в заданный район, и с высоты 400–500 метров сбрасывал парашютиста.

И летчику, и разведчику нужно было иметь отменное мужество, чтобы выполнять такие задания. Виктор Колядин ни разу не сплоховал. А вот разведчики…

– Разные были люди, – вспоминает Виктор Иванович. – Кто-то вел себя уверенно, кто-то «мандражировал», а один, помню, так и не смог спрыгнуть. Не хватило духу. Пришлось вместе с ним возвращаться на аэродром.

В 1943 году Колядин - в истребительной авиации. Осваивает ЛАГ-3, ЯК-1, ЯК-7, ЛА-5. Воевал в составе 68 истребительного гвардейского авиаполка 5-й истребительной авиадивизии. Освоил и американские самолеты П-39, «аэрокобры».

- Хорошие были машины, – свидетельствует Колядин, – двигатель находился сзади, имелась 37-мм пушка, два пулемета. Совершенное управление, прекрасная радиостанция…

Но никакой, даже самый совершенный самолет не может гарантировать в бою стопроцентную безопасность. И случилось так, что «аэрокобру», пилотируемую Колядиным подбили в бою. Но летчик не бросил самолет. Ему хватило мужества, воли и мастерства дотянуть до нашей территории. Спасся сам и спас машину.

Думается, вовсе не случайно двадцатилетнего Виктора Колядина назначили заместителем командира эскадрильи. Это уже 8–12 самолетов. А в 1944 году старший лейтенант Колядин - уже командир эскадрильи 68-го гвардейского истребительно-авиационного полка 5-й авиадивизии 3-й воздушной армии 3-го Белорусского фронта. К этому времени он уже был хорошо подготовленным летчиком. Крепкое здоровье, мгновенная реакция, мастерское владение авиационной техникой, смелость и решительность помогали ему одерживать победы в воздушных боях.

Особо отличился гвардии старший лейтенант Колядин в Белорусской и Восточно-Прусской операциях. С 22 июня 1944 по 19 апреля 1945 года летчик совершил 185 боевых вылетов, принял участие в 30 воздушных боях, в которых сбил 16 (записали 15) вражеских самолетов. Три раза летчика сбивали. Трижды за годы войны он покидал горящую машину. Не единожды был на волоске от смерти. На американской «аэрокобре» с неработающим двигателем садился без шасси. Врезался в дерево. Та посадка оставила  след и отметину на лице на всю жизнь. Всякое бывало. Переломы, ранения, контузии. Лечился и вновь возвращался в строй. Все перемог отважный летчик. Находил выходы, казалось, из безвыходных положений.

Летом победного сорок пятого года был подписан Указ о присвоении капитану В. И. Колядину звания  Героя Советского Союза.

Владимир ПАСЯКИН



Источник: Новый Севастополь

Новости Статьи Интервью Фото Видео Редакция Реклама