09:5602.09.2009г.
Одной из самых болезненных проблем Севастополя в недалеком прошлом был полигон твердых бытовых отходов (ТБО) в поселке Первомайское. Особенно когда возникший там в позапрошлом году пожар тушили не одну неделю всем миром. Черный дым был виден за многие километры, а едкое зловоние не позволяло людям нормально дышать в радиусе многих сотен метров. Самое большее, что могли сделать огнеборцы – это притушить пламя. Но спустя некоторое время огонь вспыхивал с новой силой и зловонная свалка, заваленная пластиковой тарой, горюче-отравляющими веществами продолжала чадить и нещадно коптить севастопольское небо. Казалось, этому огненно-зловонному аду не будет конца.
Жаркое лето иссушило свалку и сделало ее огромным «торфяником», который потушить бывает чрезвычайно сложно. Следствием того беспрецедентно долгого перманентного пожара во многом стало нарушение технологии захоронения ТБО, когда слои мусора не пересыпали слоями земли. Впрочем, сегодня все это, похоже, в прошлом и вспоминается как кошмарный сон.
Нынешнее, не менее жаркое лето не дало ни одного пожара! В то время как в позапрошлом году было 42 случая возгорания. В чем же кроются причины столь разительных перемен? Недавно на этот вопрос «Новому Севастополю» отвечал директор коммунального предприятия КП «Благоустройство» СГС(оно отвечает за работу полигона ТБО) Анатолий Васильевич Неевин. Сегодня этот разговор продолжен и конкретизирован со стороны его заместителя Елены Лола, директора ЧП «Экобезпека» Сергея Шапки и заведующего полигона ТБО Сергея Серегина.
Уроки позапрошлого года заставили сделать серьезные выводы. Прежде всего в необходимости строгого соблюдения технологии утилизации твердых бытовых отходов. Иначе говоря в необходимости многослойного «пирога», когда слой мусора в обязательном порядке пересыпают слоем земли, который и служит противопожарным средством и не дает распространяться огню в случае возникновения пожара.
Но не менее важно и другое. У коммунального предприятия «Благоустройство» СГС наряду со «Славянской гаванью» появился еще один партнер или образно говоря, вторая рука. Это ЧП «Экобезпека». Под началом Сергея Шапки трудится около 30 человек. Чтобы понять насколько это значимая сила скажу, что всю огромную территорию полигона ТБО обслуживают всего 13 человек. И с появлением этой «второй руки» дела на полигоне ТБО пошли, можно сказать, в гору. И это в наше-то трудное кризисное время.
Верно сказано: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. И после короткой, но содержательной беседы с Сергеем Шапкой мы на следующий же день, 1 сентября, вместе с заведующим полигоном ТБО Сергеем Серегиным направились в Первомайскую балку.
…Здесь вовсю кипела работа. Одна за другой на территорию полигона въезжали и выезжали машины для перевозки мусора. Большей частью это были мощные специализированные КАМАЗы. Реже ЗИЛы. Деловито урчали бульдозеры и тракторы под неумолчный аккомпанемент крикливо-горластых чаек, которые парили над морем мусора. КАМАЗы выгружали мусор и через специальное бетонное «корыто» с дезраствором, обмыв колеса, выезжали с полигона.
Бригады ЧП «Экобезпека» сортировали мусор. Одни делали это на месте, где машины вываливали мусор. Другие в ангаре. Стеклянная тара была в одном месте, жесть в другом. Пластмассовые бутылки доставляли в прессовочную, где из них делали брикеты, которые затем, как вторичное сырье отправляли на переработку. Но прежде их обрабатывали рабочие. Они скручивали пробки с бутылок.
–Эта операция абсолютна необходима на сегодня,– пояснил мне Сергей Серегин,–ибо бутылка, попадая даже под 18 тонный бульдозер чаше всего остается цела. Чтобы она не взрывалась под прессом, ее нужно «обезглавить».
Чувствовалось, что процесс переработки мусора на полигоне был упорядочен.
–Бригады, которые перебирают мусор, выбирая из него материалы вторичного использования, идущие затем в производство, очень нам помогают,– говорит С.Серегин,– в итоге огромное количество мусора из бесполезного, которое мы хороним под слоем земли, становится полезным и вновь идет в дело. Можно сказать, в доходы. Что важно для нас, это значительно уменьшает объемы мусора и значит заполняемость очередной карты. Таким образом мы продлеваем жизнь полигона. Важно и то, что в случае возникновения пожара не будет горящей пластмассы, выбрасывающей в атмосферу ядовитые вещества. То есть эта работа и на экологию.
В перспективе конечно, нужно сортировать мусорную тару на первичной стадии и чтобы это делало население. Такая практика существует во многих западных государствах, например, в Германии, где люди раскладывают разного рода тару в специально предоставляемые пакеты. Возможно, когда-нибудь и у нас дойдут до этого. Но пока сортировка происходит здесь, на полигоне.
Конечно, в Первомайке есть еще немало проблем. И к моему удивлению одной из самых важных оказалась проблема нехватки земли. Той самой бросовой земли, которой должны засыпать слой мусора. Она в дефиците. Этот вопрос должен решить горсовет, определив место, откуда следует брать эту землю. Ясно, что место должно быть близко к полигону. Иначе эта земля станет золотой, учитывая траты на ее перевозку.
Сегодня предприятие «Благоустройство», несмотря на кризис и нехватку средств думает о развитии. В частности, возле административного здания начали строительство весовой. Она нужна для учета ввозимого мусора. И в день моего приезда здесь работали Лина Швец – главный инженер управления капитального строительства городской госадминистрации и директор СК «Кооп-строй» Николай Локтионов. Они обсуждали будущее нового объекта – весовй, к строительству которого здесь уже приступили. А это взгляд в будущее.
Здесь всерьез думают над тем, как продлить жизнь полигона, как из отходов сделать доходы.
Глеб Таранов
Фотограф: Фото автора
Источник: Новый Севастополь