10:0525.05.2010г.
Как уже было упомянуто в первой публикации «европейских» путевых заметок журналиста «Нового Севастополя», в Кёльне – немало достопримечательностей. Среди них – и всемирно известный Музей Людвига (Museum Ludwig), который расположен в самом центре города, между его визитной карточкой - знаменитым кафедральным собором и набережной Рейна.
В Германии Музей Людвига считается одним из самых больших собраний искусства 20 века. Постоянно меняющаяся экспозиция музея занимает два уровня большого современного здания зеленоватого цвета, построенного в 1986 году.
Для понимания сути и особого концепта Музея Людвига нужно учесть, что создан он на основе собрания покойного немецкого промышленника Петера Людвига и его супруги Ирены. В середине 70-х они завещали Кёльну большую часть своей художественной коллекции, в которой ярко представлены сюрреалисты, русский предреволюционный и послереволюционный авангард, Пикассо, немецкий экспрессионизм, поп-арт, произведения графики, фото- и видеоискусства. Также здесь много инсталляций современных «объектов».
Находясь в музее (билет стоит 9 евро), невольно приходишь к выводу, что любитель классической живописи тут однозначно заскучает, ибо акцент в музейной экспозиции сделан на все, что угодно, но только не на упомянутую классику. Фактически это собрание современного искусства, к которому, будем откровенными, большинство людей относятся с прохладцей. В итоге, тут не увидишь километровых очередей, как, например, в Лувр. Но это все же не умоляет достоинств кельнского музея, заглянуть в который, при случае, стоит хотя бы для общего образования. Ведь не просто так Музей Людвига входит в ТОП-10 самых знаменитых в мире музеев современного искусства.
В чем «фишка» данного музея. Этот музей – обладатель самого крупного собрания русского авангарда. К этому направлению Петер Людвиг питал особую страсть. В 70-е Людвиг часто бывал в СССР с деловыми визитами и в том, что касается русского авангарда, он, без преувеличения, стал коллекционером номер один в мире.
Общий фонд русского авангарда с 1905 по 1930 год в коллекции музея составляет около 800 произведений. Это одна из наиболее обширных коллекций в мире, в которую входят работы признанных миром мастеров авангарда: Василия Кандинского, Казимира Малевича, Эля Лисицкого, Александра Родченко, Любови Поповой, Марка Шагала, Наталии Гончаровой и Михаила Ларионова.
Более всего Людвига интересовало творчество наиболее ярких представителей русского авангарда - Казимира Малевича и Александра Родченко, работы которых, собственно, и можно посмотреть в музее. Например, сейчас и до августа этого года в Музее Людвига проходит выставка «Казимир Малевич и супрематизм». В ней собрано все, что имеет отношение к одному из самых ярких художественных течений ХХ века и его основателю.
Стоит заметить, что данная выставка – это вторая часть почти трехлетнего проекта «Русский авангард», который музей начал в 2009 году. «Русский авангард» включает демонстрацию ключевых работ в стиле неопримитивизма, кубофутуризма, супрематизма и конструктивизма. И надо сказать, что подборка поэтапно выставляемых в музее работ дает возможность для достаточно глубокого ознакомления с авангардистскими течениями прошлого столетия.
Интересно, что первая выставка данного проекта называлась «Пощечина общественному вкусу. Кубофутуризм и возникновение модернизма в России». Тут уместно отметить, что русский кубофутуризм куда менее художественный, менее артистический и менее живописный, чем, например, кубизм Пикассо. Если говорить более понятно, он находится на грани некой грубой шутки и даже оскорбления. Вот она – «пощечина»! И если живопись Пикассо, также представленная в музее, как бы говорит, что изящное искусство продолжается, просто выглядит теперь «вот так», то русский кубофутризм настаивает на том, что живописи просто …настал конец. Смело.
Немецкий искусствовед Кетрин Хольц, с которой корреспонденту «Нового Севастополя» довелось пообщаться, стоя рядом с работами русского авангарда, высказала мнение, что «русские художники сильно не задумывались над тем, как писать красивые картины».
- У них не было концепта «делать красиво». Зато был сильный протест против правил эстетики, была эдакая озадачивающая антигармония, эпатаж, а иногда и просто и брутальный вызов традициям. Такой результат достигался неким творческим хаосом воплощения: буквально «какофоничной» комбинацией геометрических форм, дикими цветами, жирно нанесенной краской. 100 лет назад, это было очень смело, очень революционно и, если хотите, брутально настолько, насколько решительной была ваша революция 17 года, - сказала Кетрин Хольц.
Искусствовед обратила внимание, что впервые за многие годы одно из самых богатых в мире собраний Малевича выставляется полностью. Картины, скульптуры, рисунки, наброски – через все это можно проследить развитие творчества «неистового Казимира». И, действительно, экспозиция показывает путь Малевича от фигуративного искусства к абстрактному, от первичного образа к последующей идее и, что интересно, дальнейшее возвращение снова к фигуративной живописи.
Кроме работ самого Малевича на выставке представлены редкие работы художников его круга. Эта части экспозиции называется «Пути к абстракции и обратно».
Для полноты охвата темы, заметим, что кроме русского авангарда Питер Людвиг был крупным коллекционером американского поп-арта. В его собрании имелись картины Роя Лихтенстайна, Клаэса Ольденбурга, Джеймса Розенквиста, Энди Уорхола и Тома Вессельмана.
Вообще, Музей Людвига отличается довольно широким подходом к современной культуре. Как результат, в его собрании имеются не только более или менее традиционные живописные и скульптурные работы, но и большая коллекция фотографий, отражающая историю фотографии за последние полтора века. К слову, здесь самая большая в мире коллекция исторических фотографии и фотокамер.
Подводя итог мини-экскурсии по Museum Ludwig, можно сделать вывод, что, опираясь на заложенные господином Людвигом традиции, музей-наследник продолжает живо интересоваться новейшими течениями в живописи и постоянно пополняет свою коллекцию работами представителей самых разных направлений современного искусства.
{article_author_1}
{article_photo_1}
Александр Пархоменко
Фотограф: Фото автора
Источник: Новый Севастополь