15:3503.08.2011г.
С наступлением летнего сезона Крым охватила «граалемания». Газеты и телевиденье рассказывают о поисках на полуострове таинственного артефакта, а туристические фирмы в своих буклетах рекламируют экскурсии по «местам силы Грааля».
Из публикаций в Интернете можно узнать, что летом на полуостров прибывают целые группы исследователей-дилетантов, которые, подражая Индиане Джонсу, рассчитывают сделать величайшее археологическое открытие всех времен и народов.
Несколько лет назад севастопольский писатель и журналист Андрей Васильев в книгах «Загадка княжества Феодоро» и «Священные тайны Крыма» впервые обратил внимание на сходство между крымскими легендами о золотой колыбели и преданиями о Граале. Эти книги, тиражи которых на сегодняшний день полностью разошлись, и привлекли внимание широкой общественности к поискам загадочной реликвии на полуострове.
Сам Андрей Васильев, отвечая на вопрос о лихорадочной деятельности искателей и уже объявившихся на Крыму «хранителей Грааля» лишь улыбается и предлагает вспомнить слова арабского алхимика, выбранные эпиграфом к одной из его книг: «Я предпочитаю излагать так, чтобы мудрые поняли, умы посредственные заблудились, а дураки и безумцы сломали головы».
Роспись апсиды в пещерном храме «Успения Богородицы», Эски-кермен,
конец XIII- начало XIV века реконструкция И. Волконской.
В чем код «крымского Грааля»? Об этом писатель Андрей Васильев рассказал «Новому Севастополю».
- Золотая колыбель крымских легенд и Святой Грааль – что между ними общего?
- И Золотая колыбель и Святой Грааль – разные названия для универсального архетипа «сокрытого сокровища», который присутствует в огромном числе мифов разных народов. Только, если образ Грааля – часть западноевропейской традиции, то Золотая колыбель – эта наша, крымская интерпретация того же самого символа, нашедшая отражение в легендах самых разных народов, населявших полуостров: греков, татар, караимов.
Например, и Святой Грааль и Золотая колыбель спрятаны в пещере, а их обретение может привести, либо к духовному пробуждению, либо к безумию. Знаменитый исследователь эзотерических традиций и психоаналитик Карл Юнг в своих работах немало места уделил теме «сокровища в пещере». По Юнгу пещера это темнота за пределами человеческого сознания, вхождение в которую ведет к преображению человеческой личности. Причем преображение может произойти как в позитивном, так и в негативном смысле, в зависимости от готовности индивида. Спрятанная в «пещере» сердца человека драгоценность – центр человеческого существа, - которую христиане называют Духом, индуисты Атманом, буддисты Скрытым Буддой.
Эстетическая, визуальная форма Грааля и Золотой колыбели тоже сходны. Достаточно взглянуть на средневековые росписи в крымских храмах, где мы видим сюжет «Поклонение жертве». В центре сюжета приносимый в жертву младенец-Христос в чаше-потире или жертвенном блюде, которые изображаются в виде колыбели. Кстати, согласно толкованию православной литургии жертвенное блюдо – дискос как раз и символизирует ясли, то есть колыбель Спасителя. В средневековых европейских манускриптах мы видим схожие изображения процессии Святого Грааля.
- В чем заключается, по Вашему мнению, поиск Грааля?
- Прекрасная интерпретация идеи поиска Грааля дана в работах известного традиционалиста Рене Генона. Грааль по Генону символ сердца. Именно сердце в большинстве эзотерических школ Востока и Запада рассматривается как вместилище Духа, истинного «Я» или «сверх-Я».
Поэтому и поиск Грааля это в первую очередь стремление к обретению подлинной «Самости», того самого Царства Божия, которое, которое, как говорит Евангелие, «внутри нас есть».
- Значит ли это, что Чаши Грааля как материального предмета нет, и никогда не существовало?
- В Византийской империи была одна или даже несколько реликвий, которые отождествляли с Чашей Тайной Вечери. В уставе монастыря Святого Гроба Господня в Иерусалиме содержится упоминание о празднике обретения Чаши Господней – 3 июля. Вероятно, эта чаша находилась некоторое время в храме Сионской горницы, построенном в 394 году по преданию на месте, где проходила Тайная Вечеря. Известно, также, что византийские императоры были буквально одержимы поиском и переправкой в Константинополь священных реликвий, связанных с земной жизнью Иисуса и апостолов, поэтому дальнейшие следы этой чаши можно попробовать поискать в столице Византии.
В источниках есть упоминание и о «чаше Соломона», которая хранилась в главном храме Константинополя– Святой Софии. Согласно «Житию», ее принесли автору славянской азбуки, известному полиглоту Кириллу Философу, чтобы он прочел «еврейские письмена», написанные на ее гранях. По мнению известного специалиста по христианскому востоку Григория Лурье, она могла стать прототипом Грааля западноевропейских легенд.
В 1204 году Константинополь был захвачен и разграблен крестоносцами, множество святынь исчезло, было переплавлено или уничтожено грабителями. С этого момента достоверно проследить судьбу византийских реликвий невозможно, поэтому приходится оперировать лишь версиями. А версии всегда имеют большую или меньшую степень вероятности.
Младенец в Чаше во время литургии Святого Грааля. Манускрипт
«Поиски Святого Грааля», Турне, 1351 год.
- Правда ли, что в Крым организовывались секретные экспедиции ОГПУ и «Аненербе» для поисков чаши Грааля?
- Многочисленные публикации, связывающие единой целью пребывание в Крыму членов оккультной организации «Единое трудовое братство» Александра Барченко и специалистов из «Аненербе» в годы немецкой оккупации, сами по себе являются замечательным примером мифа, мало отличающегося от комплекса легенд о Граале, написанных в эпоху крестовых походов.
О том, что в Крым в 1926 году была организована «совершенно секретная экспедиция», вдохновителем которой был Ф. Дзержинский, стало модно говорить с легкой руки Валерия Демина, недавно ушедшего из жизни писателя и популяризатора наследия Барченко. Попались на это утверждение маститого автора, и мы с моим коллегой Михаилом Автушенко в книге «Загадка княжества Феодоро». Но критическая проверка этой информации показа, что доказательств сверхсекретности экспедиции и причастности к ней основателя ВЧК нет. Барченко и члены ЕТБ действительно провели некоторое время в Крыму, ставили здесь опыты по передаче мыслей на расстояние, встречались с представителями суфийских общин, интересовались караимскими легендами.
С «Аненербе» все еще сложнее. Интерес к полуострову проявляли ведущие специалисты этой организации Карл Керстен и Герберт Янкун. Последний находился в очень тесных отношениях с начальником полиции безопасности и СД генерального округа «Таврия» Отто Олендорфом. Но и Керстен, и Янкун были в первую очередь археологами, далекими от мистики, чего нельзя сказать об Олендорфе – фанатичном антропософе, ученике Родольфа Штейнера, в учении которого Грааль действительно играл значительную роль.
Подробнее о пласте легенд, связанных с Барченко, «Аненербе» и поисками золотой колыбели будет написано в моей новой книге, работа над которой сейчас находится в завершающей стадии.
- Вы возглавляете «Общество Святого Феодора Гавраса», чем занимается эта организация?
- «Общество» объединяет журналистов, писателей, представителей творческой интеллигенции и просто людей, неравнодушных к истории и традициям Крымского полуострова.
Началась наша организация 7 лет назад с совместных походов нескольких краеведов-любителей по малоизвестным историческим местам крымского полуострова, сбора информации по этим памятникам, по истории византийского христианства и ислама в Крыму. Затем, когда возникло желание поделиться собранной информации, мы создали дорогой сайт в сети Интернет www.graal.org.ua <http://www.graal.org.ua/>. Сейчас мы заканчиваем работу над созданием программы уникальных выездных семинаров с целью объединить посещение священных мест Крыма с лекциями по истории христианского эзотеризма, гностицизма, и тренингами по обретению истинного «Я», разработанными специалистами-психологами.
Члены «Общества» также активно работают над проектом музеефикации загороднего некрополя Херсонеса Таврического. Этот уникальный для Украины памятник, который был известен в средние века даже в Западной Европе как «некрополь святых», сегодня, к сожалению, находится в удручающем состоянии. По нашей инициативе была создана рабочая группа, в которую вошли ученые-археологи, представители туристических фирм, PR-специалисты, которая разработала план охраны территории, музеефикации некрополя, привлечения туда туристических групп. Надеюсь, новое руководство Национального заповедника «Херсонес Таврический» поддержит это начинание.
Источник: Новый Севастополь