17:0718.04.2010г.
Сегодня вечером в Севастопольском академическом русском драматическом театре им. А.В. Луначарского состоится спектакль «Не будите спящую собаку», в котором сыграет творческая группа, собранная из артистов стразу нескольких московских театров. Это будет уже второе выступление в севастопольском театре московской «сборной труппы»: первое, при полном аншлаге, прошло позавчера.
Напомним, спектакль «Не будите спящую собаку» -- это детективная история, сыгранная по мотивам пьесы английского писателя Джона Пристли.
Накануне в медиа-центре «IPC-Севастополь» состоялась пресс-конференция трех из пяти актеров – участников спектакля: актера Малого театра Андрея Харитонова, актера театра «Киноактера» Вахтанга Беридзе и актрисы театра и кино Татьяны Абрамовой.
Напомним, что актриса и певица Татьяна Абрамова была ведущей ряда телепрограмм на РТР («Музыкальный экзамен» и «Шарман-шоу»). Она исполнила главную роль в художественном фильме «Охота» (режиссер В. Соломин, 1994), получив премии за лучший кинодебют на кинофестивалях в Канаде (1994) и Риге (1995). Позже актриса работает в Петербурге под руководством композитора Владимира Сайко («Форум-Юнистудия»), концертирует, участвует в популярных телепрограммах. Одновременно является ведущей актрисой Петербургского театра «Суббота».
Андрей Харитонов, после окончания Киевского национального университета театра, кино и телевидения имени И. К. Карпенко-Карого, сразу дебютировал в кино. Это была роль Овода в одноимённой картине. За прошедшие годы актером сыграно свыше 30 ролей, среди которых главные роли в фильмах «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Человек-невидимка», «Тайна «Чёрных дроздов»», «Вольный ветер», «Жизнь Клима Самгина» и другие. С 1984 по 1990 годы Харитонов -- ведущий артист Малого театра СССР. Среди сыгранных ролей -- Инсаров в «Накануне» Тургенева, Ипполит в «Федре» Расина, Жадов в «Доходном месте» Островского, Джерри Райян в «Двое на качелях» Гибсона. В 1991 по мотивам рассказов Валерия Брюсова Харитонов снял художественный фильм «Жажда страсти» с А. Вертинской, И. Костолевским и В. Раковым в главных ролях. Во второй половине 1990-х Андрей Харитонов -- режиссёр-постановщик телепрограмм «Фабрика грёз» (ОРТ), «Фильмы нашей памяти» (ОРТ).
Третий участник пресс-конференции -- актер Актер Вахтанг Беридзе -- в 2005 году окончил Санкт-Петербургскую Государственную Академию Театрального Искусства (ЛГИТМиК). С 2003 по 2006 гг. работал в театре «Остров»(Санкт-Петербург). C 2006 года работает в Государственном театре киноактера.
Пролога у пресс-конференции не было: начали сразу с вопросов. Первый касался, собственно, самого спектакля «Не будите спящую собаку».
Татьяна Абрамова: «Я думаю, все знают пьесу Пристли «Опасный поворот». Наш спектакль называется «Не будите спящую собаку». Пьеса, несмотря, что написана давно, современна до сих пор. О чем, собственно, и свидетельствует интерес зрителя. Мы сыграли около ста спектаклей в России и Украине».
Второй вопрос касался различий в восприятии спектакля столичной публикой и публикой провинциальной: «Есть ли разница?».
Татьяна Абрамова: «Пока мы репетировали спектакль, все было очень серьезно. Но на первых же спектаклях наши коллеги стали удивляться, мол, вещи – серьезные, а зрители почему-то смеются. Вы знаете, я только рада такой реакции: зритель подключается, сопереживает; ситуация для него узнаваемая. Отсюда-то и смех. Ведь если актер на сцене плачет, это не значит, что весь зал тоже должен плакать. Более того, когда актер – плачет, а зрители смеются – это высший пилотаж. Это то, что задевает до глубины души гораздо больше, нежели в момент, когда актер просто смешит зрителя».
Андрей Харитонов: «У нас была режиссерская установка – не изображать англичан, а делать, говоря в переносном смысле, шоу «За стеклом». Почему и происходит момент узнавания. Потому что, люди со временем не меняются, просто сотовые телефоны появляются. С людьми происходят все те же вещи. Это и любовь, и предательство, и подлость. Что касается реакции зрителя, то я считаю, что зритель реагирует настолько хорошо, насколько хороши на сцене артисты. И совершенно не важно происходит это в Москве либо в провинции. В Москве – своя особенность: там как раз таки много приезжих. В театре они немного сами себя стесняются, мол, «не очень ли громко я смеюсь?». В провинции этого нет: здесь больше искренности, меньше поправок на то, как «на меня отреагируют окружающие».
Вопрос журналиста «Нового Севастополя» перевел медиа-беседу из сферы театра ближе к кино: «Много лет уже прошло со времени выхода «Тайны черных дроздов». Есть мнение, что бесспорно, классные фильмы «Тайна черных дроздов» и «Рафферти» с Борисовым, все же не были лишены элементов пропаганды, ибо показали советскому зрителю некий «алчный капитализм». А каким, в частности, лента «Тайна черных дроздов» виделась актерам прямо на съемочной площадке?»
Андрей Харитонов: «Я вдохновенно играл этого гражданина, который все свои ворованные капиталы хотел вложить в военно-промышленный комплекс. И был абсолютно прав, я считаю. Вы поймите, тогда нам, в Советском союзе, разрешил снимать Агату Кристи. Мы не были членами конвенции: мы снимали для собственного потребления внутри страны, мы не могли этим торговать. Поэтому один англичанин, который узнал, что мы снимаем Агату Кристи сами для себя, с его точки зрения это был подвиг. Он помогал нашей группе, он предоставил кучу всяких офисов, он свозил группу с оператором, с костюмами в Лондон. Сложилось ощущение, что в Лондоне снимали все. А какой коллектив был на площадке! Какие артисты! Мы играли Агату Кристи как Шекспира! Вот в чем дело! Какое отношение на самой площедке – да самое трепетное. Все делали очень серьезно. Может быть это одна из не многих картин, которую худо-бедно, но раз в месяц один из каналов, что работают в Москве, и покажет».
Андрей Харитонов также добавил, что кино любит значительно больше, нежели театр «именно со стороны зрительного зала». При этом актер заметил, «играть любит везде, хотя актер кино и актер театра – это категорически разные профессии».
-- Другое дело, что сейчас уплотнилось время. Идет поверхностное восприятие: оно тут же рождает поверхностное исполнение предложения. И если уж говорить о высоком искусстве, то «электрическая дуга» между актером и зрителем возможна сейчас только в театре. Зритель приходит услышать искреннее слово и желательно от того или от этого конкретного артиста. Таких зрителей в зале немного. Но, поверьте, мы чувствуем этих зрителей. Это-то и заставляет играть таким образом, как будто ты играешь в последний раз. Иными словами на сцене-то и возможен факт чистого искусства. Потому что кино, не потому, что оно плохое: чем лучше кино, чем более оно насыщенно эффектами и ноу-хау, тем меньшая роль там отводится артисту. Главенствует монтаж и машина, которая производит кино. Ну а все мыльное производство, в котором мы здорово все засветились – это совершенно другое и для другого. Мы же понимаем, что в этот момент кто-то режет винегрет, моет посуду, а мы – актеры как-то всему этому содействуем, -- рассказал Андрей Харитонов.
В развитие темы «данности выбирать между высоким искусством и современным творческим конвейером» журналист «НС» поинтересовался у актеров, сталкивались ли они с таким общественным объединением Москвы как «Сноб», о котором недавно гостивший в Севастополе саксофонист Алексей Козлов сказал следующее: «..его создатели преследуют цель «антигламурности» и «антипопсовости». Они берут людей, которые уже состоялись, независимых творчески личностей, ни в чем не нуждающихся, не ищущих дешевой популярности и, по сути, являющихся снобами. Я тоже считаю себя снобом. Снобизм ─ это очень хорошее качество… Так вот это общество «Сноб» устраивает потрясающие спектакли, авангардистский балет со звездами первой
величины…»
Андрей Харитонов: «Так, как виртуозно играет Алексей Козлов, не многие люди в мире играют. Возможно, музыканту несколько легче очертить вокруг себя некую «орбиту снобизма». В исполнительско-говорильном жанре труднее оценить людей. Весь наш говорильный цех начисто никому не нужен в Европе и США и у нас этого добра «как грязи». Из этого вытекает закономерность: да, нужно мне было 30 лет трудиться, делать, что требовала душа, чтоб теперь сниматься в телесериале «Обручальное кольцо». А что нам делать? Я считаю, что любой профессионал, приходя в любой коллектив, в любой ситуации должен делать дело, которое он умеет делать, делать профессионально и железно. И мне совершенно не стыдно за то, что я делаю в сериале «Обручальное кольцо», кто б там что ни говорил. Что касается «Сноба», да, можно. Можно стать снобом, но обладая реальной, уникальной ценностью. Эта ценность взвешивается на караты. Все остальное, в том числе и любое событие на экране, его можно как поднять на неведомую высоту, таки и опустить в самый низ. А вот что купит зритель – это уже третья оценка. Вот эта оценка для меня самая важная. Ведь можно и писать в стол, и рисовать для себя. Но артист без публики – это бессмысленно. В итоге кто-то идет на компромисс, кто-то не идет. Не знаю, правильно ли сидеть и думать «А я лучше всех и я буду всю жизнь ждать той роли».
Андрей Харитонов добавил, что сейчас артисты «превратились в наемных рабочих».
-- Если говорить о молодежи, то скажем прямо, ее мало интересуют режиссерские изыски в высоких, утонченных театрах. Это понятно знатокам и сугубо театральную публику, которая составляет 3% от всех зрителей. Кино доступнее, дешевле. Но я вспоминаю себя 40 лет назад. Если б у меня были компьютер и современные медийные штучки, вряд ли бы я выбрал актерскую работу. Возможно, я стал бы заниматься компьютерной графикой, которая кроме творческого наслаждения давала бы и хорошие деньги, в отличии от того, чем я занимаюсь сейчас, -- пояснил актер.
В заключение пресс-конференции местные журналисты спросили Вахтанга Беридзе «о его роли» в гастрольном спектакле и «вхождении в эту роль».
Вахтанг Беридзе: «Это интересная роль Гордона. Когда я готовил эту роль, я отталкивался от проблемы этого человека. Мне кажется, что артист должен всегда идти от проблемы персонажа. И я тоже попытался понять этого человека, анализировал его состояние. Я не знаю, насколько у меня это получилось, но мне хотелось говорить именно о душевных мучениях Гордона.
Остается добавить, что крымский мини-тур популярных московских артистов, кроме Севастополя включал и одно выступление в Керчи.
Александр Пархоменко
Фотограф: Фото Василия Батанова
Источник: Новый Севастополь