14:0418.09.2009г.
На прошлой неделе в Ливерпуле состоялся 44-й Европейский симпозиум, посвященный морской биологии. В нескольких докладах прозвучала тревога по поводу развития желетелых, проще говоря, медуз и их «родственников», в различных районах Мирового океана. В частности, в Мавритании. В Испании вдоль побережья выброшены желтые флаги, сигнализирующие о том, что купаться небезопасно - около побережья плотные концентрации медуз, которые, как известно, вызывают ожоги.
Насколько это актуально для региона Черного моря, каковы прогнозы? С этим вопросом корреспондент «Нового Севастополя» обратился к заместителю директора Института биологии южных морей НАНУ Александру Романовичу Болтачеву:
- Желетелые включают в себя большую группу морских организмов: медузы, сефанафоры, гребневики. И нам известны проблемы, связанные с этими животными. Лишь в последние десятилетия, начиная с конца 60-х годов, о медузе начали говорить очень серьезно.
Находясь в 70-е годы в Юго-Восточной Атлантике промразведке, я столкнулся с проблемой , когда мы отмечали стремительный рост концентрации медуз. Например, бурые медузы, как мы их называли, сплошь занимали глубины от поверхности до 300 метров. Иногда мы проходили сотни миль, искали свободные от медуз участки.
Сейчас эта проблема возникла и в других районах Мирового океана.
На прошлой неделе в Ливерпуле состоялся 44-й Европейский симпозиум, посвященный морской биологии. И там, в нескольких докладах, звучала тревога по поводу стремительного размножения желетелых.
В частности, в Мавритании, где раньше был активный промысел, вылов рыб сократился примерно в 12 раз. Повышенные концентрации медуз отмечены в Аденском заливе.
- Насколько это актуально для Черного моря?
- Для Черного моря эта тема менее актуальна, и концентрации желетелых здесь не такие высокие. Но были периоды, когда в 80-е годы вселился к нам миопсис. Его биомасса оценивалась в сотни миллионов тонн, и он нанес колоссальный ущерб рыбному хозяйству Азовского и Черного морей. Он даже появился в Каспийском море, где тоже нанес определенный урон рыбному хозяйству.
- А какие прогнозы? Возможно ли в ближайшее время и в нашем регионе нашествие медуз?
- Для этого необходимо выполнить ряд экспедиций. Но если продолжить говорить об этой проблеме в целом, то лет 5-7 тому назад украинскими учеными были отмечены чрезвычайно высокие концентрации желетелых – сальп - в Антарктическом секторе Атлантики. Сальпы являются пищевыми конкурентами крилю и местным популяциям рыб.
- Как ученый мир собирается бороться с желетелыми, и ведется ли уже какая-то борьба?
- Бороться с ними очень сложно. В 1995 году на Женевской конференции рассматривались самые разнообразные методы, например, вселение в среду обитания желетелых хищников. Берое, естественный хищник, «прописанный» у побережья США, несколько нормализовал обстановку.
- Может быть, природа сама отрегулирует эту проблему?
- Я в этом отношении – не оптимист, по моему мнению, «джин выпущен из бутылки». Вся экосистема, особенно прибрежная, в той или иной степени подвержена антропогенному воздействию, и, в общем-то, находится не в лучшей форме. Нарушена естественная ее структура. То есть, сейчас желетелые появились тех районах Мирового океана, где их раньше не было. Это результаты «деятельности» человека - промысла тех видов, которые поедали медуз. Либо же в результате загрязнения выбиты какие-то цепи, которые регулировали численность медуз.
Почему мнемеопсис у нас в Черном море дал такую вспышку? Да потому что экосистема в результате антропогенного пресса была ослаблена, ослаблены были аборигенные организмы. То есть биологическое загрязнение зачастую бывает гораздо мощнее химического. Но для Черного моря прогноз пока что достаточно благополучный.
Антон Кривошеин
Источник: Новый Севастополь