12:2828.06.2011г.
22 июня мы вспоминали начало войны. Сколько отдано жизней, чтобы сегодня над нашей головой было мирное небо?
В год празднования 65-летия Великой Победы я осуществила свое давнее (со времен детства, прошедшего в военных городках) желание - побывать в Берлине на Рейхстаге. Эту поездку в Германию в октябрьские дни 2010 года я посвятила памяти моего деда, Колесникова Гавриила Дмитриевича, погибшего в 1942 г. в боях на Ленинградском направлении, моего отца, Колесникова Николая Гавриловича, ветерана войны, и его братьев: Ивана Гавриловича, погибшего в 1944 г. при освобождении Киева, и Владимира Гавриловича, погибшего в 1945 г. у станции Эхо в Манчжурии.
…Красива и ухожена германская земля. Широкие опрятные автострады, приветливые, в цветах, города. Даже не верится, что и здесь жестоко прошлась война. Что ж, за шестьдесят пять мирных лет можно залечить раны земли.
Два города, посещение которых входило в поездку - Дрезден и Потсдам – также оказались неразрывно связаны с военной темой.
Шедевры мировой культуры, которыми я восхищалась в Дрезденской картинной галерее, были спасены воинами Советской Армии в 1945 году от варварского уничтожения, затем отреставрированы и возвращены через десять лет немецкому народу правительством СССР.
В Потсдаме я с особым интересом рассматривала в музее загородного дворца Цицилиенхоф экспозицию, посвященную проходившей здесь с 17 июля по 2 августа 1945 года конференции глав правительств СССР, США и Великобритании, которые решали, в том числе, вопросы раздела и мирного обустройства Германии. Главные решения о будущем разделе мира между странами-победительницами были приняты в феврале 1945 г. в Ялте, тогда же Франклин Рузвельт и Уинстон Черчилль посетили разрушенный до основания Севастополь. Президент США проехал по городу на машине, увиденное послужило материалом для выступления перед американскими конгрессменами о необходимости проведения союзнической политики с СССР. Черчилль осмотрел город, посетил Панораму и «долину смерти» возле Балаклавы, что произвело на него сильное впечатление.
Мне посчастливилось присутствовать на международной научно-исторической конференции, посвященной 65-летию Крымской (Ялтинской) конференции лидеров стран антигитлеровской коалиции, на которой были озвучены интереснейшие исторические материалы. В частности, были обнародованы неизвестные ранее фотографии Севастополя, снятые во время визита супруги премьер-министра Великобритании Клементины Черчилль в апреле 1945 года.
Я попыталась задать вопрос одному из смотрителей музея в Потсдаме, известно ли ему о Ялтинской конференции? Но пожилой немец не знал английского языка и почти не понимал по-русски, названия «Крым», «Украина» были ему явно не знакомы, а вот при слове «Севастополь» он заметно оживился и закивал головой - знает, ещё бы! Его более молодой коллега владел английским, и мы обменялись информацией к взаимному удовольствию.
В столице Германии, с её великолепными музеями, особое впечатление на меня произвела выложенная простой брусчаткой неширокая линия, протянувшаяся через весь город – место, где проходила Берлинская стена. Словно шрам. Только не на карте города, а в душе целого народа – чтобы помнили.
…Я стояла на смотровой площадке возле купола Рейхстага: за моей спиной проступал на стене один из немногих сохранившихся автографов советского воина-освободителя, передо мной расстилался красивый величественный город, а перед глазами стоял родной Севастополь – возрожденный из руин белокаменный красавец над синей гладью бухт. И подумалось, а может быть, в этом есть высший смысл - выдержать, выстоять, отстроить разрушенное заново и продолжать жить, сохраняя память о тех, кому мы обязаны жизнью? Сегодня мы их вспоминаем.
Татьяна Волошина
Фото автора
Источник: Новый Севастополь