21:4304.06.2011г.
Сегодня в Севастополе, в рамках международного фестиваля искусств «Война и мир» открылась выставка работ классика советской военной фотографии Евгения Халдея.
Около 50 распечатанных с оригинальных негативов фотографий организаторы фестиваля разместили в Военно-морском музее Украины, что на Михайловской батарее. Фортификационное сооружение, стены которого буквально «дышат историей», как нельзя лучше подходит для подобной демонстрации. Черно-белые фото, закрепленные на неотесанном камне, вмиг переносят зрителя в 40-е: военные Север, Крым, Севастополь, Москва, Берлин… Именно там, а также на многих других фронтах, был и снимал реальную жизнь советский военный фотограф Евгений Халдей.
Он родился в Донецке. Фотокорром начал работать в 16 лет. С 1939-го Халдей – корреспондент «Фотохроники ТАСС». Начинал на флоте. С камерой «Leica» в руках военкор прошел всю войну – от Мурманска до Берлина. Евгений Халдей участвовал в освобождении Севастополя, в штурме Новороссийска, Керчи, в освобождении Румынии, Болгарии, Югославии, Австрии, Венгрии.
Евгений Халдей снял конференцию глав союзных держав в Потсдаме, водружение флага на Рейхстагом, подписание акта о капитуляции Германии, Нюрнбергский процесс, на котором, к слову, одним из вещественных доказательств были фотографии Евгения Ананьевича, сделанные в Севастополе.
В 1948 году, по обвинению в недостаточном образовательном уровне и недостаточной политической грамотности, а по сути, из-за еврейской национальности, кавалер многочисленных наград (в том числе и медали «За освобождение Севастополя») Евгений Халдей был уволен из ТАСС. Однако после смерти Сталина фотокор вновь получил доступ на газетные страницы…
В 1995 году Евгению Халдею была присуждена самая почетная награда в мире искусства – титул «Рыцарь ордена искусств и литературы». Как ни странно, на Родине у Евгения Ананьевича выставок было очень мало: из-за притеснений властей организовать экспозиции было трудно. Их организовывали в Европе, в том числе и в Берлине.
…Открывая выставку, главный организатор международного фестиваля искусств «Война и мир» Роман Мархолиа отметил, что экспозиция организована «при большой помощи приехавшей из Москвы дочери Евгения Халдея - Анны Ефимовны Халдей».
В своем выступлении Анна Халдей отметила, что «к стыду моей страны, при жизни у Халдея не было ни одной персональной выставки в Москве».
- В начале 90-х годов отец жил на жалкую пенсию, очень скромно. Он был разочарован во всем, что происходило. Но в 1994 году к Халдею приехал немецкий журналист. Была выпущена потрясающая книга. В Германии было 3 выставки, а в 2008 году в Берлине в крупном музее была 3-х месячная персональная выставка: более 200 фото. Было очень много народу. Также было 3 выставки в США. Выставки были везде в Европе, но кроме России, - рассказала Анна Халдей.
После экскурса в прошлое дочь легендарного фотокора вернулась в современность.
- Отец был бы счастлив, что его фотографии демонстрируются в Севастополе. Прошло 67 лет со дня освобождения города-героя. Красной нитью у папы прошел Север, где отец начал свою войну, и, потом – Севастополь. Когда я сама занималась архивом отца, больше всего негативов – о Крыме. Это: керченский полуостров и Севастополь. Сегодня мы представили много фото с негативов, которые вообще не публиковались. Я вчера прошлась по Севастополю, посмотрела восстановленный город. Я первый раз здесь, но по кадрам отца я узнала отснятые им места и меня переполняют просто необыкновенные чувства. Халдей очень хотел, чтобы эти исторические документы увидели последующие поколения. Эти фото – это назидание и урок будущим поколениям, - сказала Анна Халдей, заметив при этом, что у открывшегося фестиваля очень меткое название - «Война и мир».
Вместе с дочерью легендарного фотографа мы прогуливаемся по выставочным залам…
На фото - люди, солдаты и генералы, выигравшие войну, символы поверженной Германии - немецкие штандарты, готовые к вбросу к мавзолею, знаменитые конференции союзников, маршал Жуков на белом коне, Нюрнберг, где Геринг закрывает от Халдея лицо, разрушенный Севастополь… И, конечно же, то знаменитое фото водружения знамени над Рейхстагом.
- Когда подходили к Берлину, у папы была мечта – снять водружение над Рейхстагом флага Победы. Берлин заняли поздно вечером 30 апреля. Отец прилетел в ночь на 2-е мая. Берлин горел, еще стреляли, Рейхстаг был весь разрушен. Отец вел свои дневники: он записывал, что и кого снимал. Было трое воинов – кавалер трех орденов солдатской славы киевлянин Алексей Ковалев, дагестанец Абдул-Хаким Исмаилов – он скончался в прошлом году в возрасте 94 лет, а третьим был белорус Леонид Горычев. На Рейхстаге Халдей попросил Ковалева и так, и сяк повернуться: он пытался так выстроить композицию, чтобы флаг был над поверженным Берлином. Ковалев говорит, мол, меня надо подержать за сапоги: могу и свалиться. Держал его как раз Исмаилов. Ковалев наклонился как мог, и Халдей отщелкал целую пленку. Она сохранилась. Когда уже в редакции смотрели фото, заметили, что у солдата на фото – двое часов. Но тогда было так: советский солдат не может быть мародером. Булавкой выцарапывали из пленки часы, закрыли это место ретушью: 50 лет это фото печатали с одними часами. Сохранился негатив и с двумя часами на руке, - рассказала Анна Халдей.
На вопрос «Нового Севастополя» о тройке Кантария - Берест - Егоров, которая по официальной советской версии водрузила Знамя Победы на крыше Рейхстага, Анна Халдей, хоть и очень осторожно, но таки расставила точки над «i», а именно в вопросе изображенных на фото людей. По словам дочери Евгения Халдея, фото было постановочным.
- Вы назвали Кантария - Берест - Егоров. Да, были официальные люди. Я не хочу вносить историческую неточность. Да, они были на самом деле. Тогда же назначали: нужны были официальные люди, которые водружали флаг. Но не было официального фото. Но я знаю, что Ковалева (которого и снимал Халдей, - «НС»), который на 20-летие победы прилетел в Москву, его прятали – никому не говорили, кто был на фото. Всегда писали «фото ТАСС». И все. Вот - флаг Победы. Этот снимок печатался и в советской периодике и во всем мире, - пояснила Анна Халдей.
Она также отметила, что «в те времена было много цензуры».
- Ну не могли пропустить фото, где в 44-м, сразу после освобождения Севастополя, на набережной загорают люди, гуляют улыбающиеся красивые женщины, играют и делают зарядку дети. Вот эти мирные фото – они были на контрасте с той оккупацией, которую пережил Севастополь. Это была идеология: говорили, что можно показывать, а что нельзя. Негативы вымарывали, ретушировали, - пояснила Анна Халдей.
При этом она заметила, что из-за национальности на Халдея давили, ущемляли.
- Если бы Сталин не умер, Халдей уже собирал вещи… Слава Богу, отец остался жив и никогда не изменил профессии, снимал всю жизнь, - добавила дочь Евгения Халдея.
Выставка вызвала большой общественный интерес. Совершить виртуальную экскурсию своим читателям предлагает и «Новый Севастополь»…
Александр Пархоменко, «Новый Севастополь»
Фото автора
Александр Пархоменко
Фотограф: Фото автора
Источник: Новый Севастополь