15:5327.09.2009г.
В рамках масштабного международного фестиваля современного искусства «Антика и Авангард», который с 25 сентября по 5 октября проводится в Севастополе, вчера вечером, прямо на руинах Херсонесского античного храма, была с успехом проведена весьма необычная арт-реконструкция, получившая название «Гелеограффити».
В течение нескольких десятков секунд николаевский художник Владимир Бахтов бегал по периметру древнегреческого храма, что-то выписывая в воздухе факелом с трехметровой ручкой. Со стороны это выглядело как некий перформанс, но на фотопленке (съемкой действа занималась супруга художника Татьяна Бахтова), в режиме максимальной выдержки фотоаппарата фиксировавшей хаотичные «метания творца», в конечном итоге отобразилась вполне завершенная античная «огненная» конструкция.
И действительно, первое впечатление от увиденного -- Херсонесские руины… горят. Более того, глядя на фото, создается ощущение, что горит, скажем, некий проволочный каркас, что держит заданную художником форму. Ан нет: это всего лишь огненный шлейф от факела, запечатленный в максимальной фотовыдержке – режиме, во время которого, говоря простым языком, фотообъектив, словно человеческий глаз, «не моргая», минуту смотрит на происходящее.
Итог творческой акции – шедевр, по мнению присутствующих на шоу искусствоведов, украсивший фестиваль «Антика и Авангард».
Увиденное трудно передать словами: «Новый Севастополь» предлагает посмотреть приложенные фото, которые в крупноформатной версии до вторника демонстрируются в галере современного искусства «Зеленая пирамида», что в Херсонесе.
Чтоб понять «античный концепт» Бахтовых, нужно понять их самих. Художник Владимир Бахтов заявил о себе еще в молодости, во времена Советского Союза, когда получил немало медалей и дипломов, в том числе и на престижном парижском «Гранд-Пале» (1984 г.). Сегодня николаевская творческая чета хорошо известна своей графикой в Западной Европе, где в разных городах регулярно экспонируются их выставки.
В начале 90-х Владимир и Татьяна Бахтовы купили дом близ раскопок древнего греческого города Ольвия, что на Николаевщине. Сегодня это уже целый культурный Центр, именуемый «Дом Бахтовых». За последние 12-15 лет «Дом Бахтовых» представил на суд ценителей искусства не один интересный проект.
Неиссякаемым источником вдохновения для художников и концептуальной базой их творчества является античная культура, локальный вариант которой они имеют, что называется, «под рукой» -- в Национальном историко-археологическом заповеднике «Ольвия» НАН Украины. Древнее городище является для художников, с одной стороны, экспериментальным полигоном, где они проводят свои художественные «испытания», а с другой – культовым объектом, с которым они соизмеряют и на который ориентируют свою жизнь.
Бахтиных даже называют «греками»-ольвиополитами. Их концепт -- реконструировать по оставшимся материальным фрагментам и оживлять творческим воображением ту – далекую античность. Так возник проект «Реконструкция пространства», где под «пространством» подразумевается не только реальное пространство Ольвии и других археологических заповедников, например, как в данном случае, «Херсонеса Таврического», но и все то «информационное поле», которое порождается понятием «античная культура».
Искусствоведы называют Владимира Бахтова – тончайшим графиком с очень характерным «киммерийским», причерноморским привкусом. Профессионалы арта говорят, что Бахтов всегда очень тонко чувствует то, что древние называли «духом места».
«Бахтовский» материал – античная культура Северного Причерноморья в целом и Ольвия в частности. Материальные фрагменты (фундаменты, кладки, руины, и обломки), извлекаемые из реального мира, «помноженные» на идеи и постмодернистские концепты «особого» видения мира, в конечном итоге дают еще одну художественную реальность -- реальность, создаваемую Бахтовым. И «Гелеограффити» -- одна из таких – новых реальностей.
«Новый Севастополь» продолжает следить за ходом фестиваля «Антика и Авангард».
Александр Пархоменко
Источник: Новый Севастополь