НОВОСТИ

2 июня 2017

Выбор пути

07:4303.03.2008г.

Несмотря на то, что в канун президентских выборов в России в победе Дмитрия Медведева ничуть не сомневалась даже Валерия Ильинична Новодворская, ажиотаж вокруг этого, пожалуй, важнейшего события российского политического года наблюдался нешуточный.

И дело вовсе не в недоразвитости, как утверждают злопыхатели, «унитарной российской демократии». А, видимо, все-таки в том, что любая смена российского лидера в постсоветские времена влекла (или угрожала повлечь) за собой смену всей директории развития страны, что неизменно отразилось бы на жизни каждого, без исключения,  гражданина.

В чем, собственно, и состоит главное отличие выборов в России от выборов в давно и стабильно развивающихся странах. Люди  прекрасно понимают: от их голоса зависит не конкретная политическая карьера и амбиции одного из кандидатов, а  их собственная судьба, судьба их детей. А потому выборы 2008 года – это, без преувеличения, выбор будущего. О чем не раз и говорил ныне действующий российский Президент в своих обращениях к народу.

Непосредственно Севастополе россияне голосовали  на восьми участках. Три из них были «открытые» - в Доме офицеров флота, где волеизъявляли  в основном военнослужащие ЧФ, Матросском клубе и СШ МО РФ №8, где голосовали штатские граждане России, пять располагались в воинских частях. Еще четыре участка работали за пределами города.

Как обычно повышенную активность проявляли люди «при службе» и старших поколений. Несмотря на то, что голосование тайное, никакой тайны из своих симпатий и антипатий никто не делал. Даже проголосовав, люди не торопились расходиться и, разбившись на большие и маленькие группы, бурно обсуждали текущие политические события в России. Мнения выражались по-разному, но суть их сводилась к одному: если, мол, нам не было стыдно за Путина, то почему нам не поверить тому, кому Путин доверяет?
Я, разумеется, не «информбюро» всепогодного Левады и тысячи респондентов по физическим причинам не охватывал, но из десяти проголосовавших военнослужащих (разного служебного статуса) восемь, не моргнув, ответили, что голосовали за Медведева, и лишь двое сослались на «презумпцию тайны выбора». 

На вопрос о причинах сделанного выбора все склонялись к следующему: нет, мол, ничего хуже незаконченных дел. Россия-де на подъеме, армия и флот чувствуют, что они нужны, а потому нет оснований сомневаться в кандидатуре, предложенной Путиным.
Походив между группками штатских избирателей, голосовавших в Матросском клубе, и послушав разговоры, пришел к выводу, что основные споры возникали между сторонниками Медведева и самого старого и стойкого борца» за партийные идеалы (и президентское кресло) Геннадия Зюганова. Первых при этом было подавляющее большинство. Хотя еще на недавних парламентских выборах силы означенных сторон электората казались равными.

«Не, не та нынче компартия!», - горячился сухонький ветеран с иконостасом наградных планок на ветхом пиджачке. «Не те коммунисты!», - в унисон ему вторила гражданка в возрасте, партиец, как объявила, с тридцатилетним стажем. «Критиковать Путина и его приемника каждый может, а как до дела, где ваш любимый Геннадий Андреевич?» 

- Если не секрет, за кого вы проголосовали? - спросил я у пожилого  человека явно старой закалки, который неведомо как доковылял до участка. 

- Сергей Иванович Баринов, - не по годам бойко отрапортовал он, - Ветеран войны и труда, восемьдесят семь лет. За Медведева, конечно, а за кого еще? Больше не кого. В России нынче два реальных государственника: протеже Путина Медведев и «сам себе протеже» Зюганов. За словами Путина – дела, а за зюгановскими – надоевшая за всю мою жизнь болтовня. Я старый человек и давно привык судить о руководителях не по цвету партийного билета, а по другим качествам. Можно быть коммунистом и быть при этом последним пройдохой, а можно умным и совестливым «капиталистом»…     

Кое-кто из числа избирателей почтенного возраста остался недоволен организацией мероприятия. Причина – отсутствие на участке «праздничного антуража»: «наливайкек», копеечных дефицитных товаров, патриотической музыки из радиоточек. «Не то ощущения праздника!», - сетовали они.

Возможно, они по-своему и правы. В советские времена все было иначе: дефицитные  книги на лотках, бутерброды по сниженным ценам, бравые марши из динамиков. На что, впрочем, председатели избирательных комиссий резонно и терпеливо отвечали: на книги дефицита нынче не существует, а бутербродами в городе на каждом углу торгуют.

Влад РОМАНОВ, наблюдатель жизни
Фото Василия БАТАНОВА

Источник: Новый Севастополь

Новости Статьи Интервью Фото Видео Редакция Реклама