08:1023.04.2008г.
Многочисленные атаки горсовета на Севастопольскую государственную администрацию оказались лишь ширмой, дымовой завесой, которая должна была прикрыть сомнительное решение депутатов.
Давайте пофантазируем. Представьте, что вас выбрали депутатом какого-нибудь местного совета — настоящим депутатом, со значком и удостоверением. Теперь вы можете влиять на принятие важных решений. Важных и дорогих. От того, на какую кнопочку вы нажмете, зависит, как будет изменяться жизнь ваших земляков. И еще от этого зависит, кто из местных деловых людей будет богатеть космическими темпами, а для кого золотой ручеек обмелеет или вовсе пересохнет.
Удивитесь ли вы, если однажды, благодаря своей новой работе, получите интересное и выгодное предложение? Будете ли осуждать своего товарища, который — предположим — согласится на такое предложение? Наверное, нет. Нужно ведь и семью кормить, и о старости думать... И, вообще, если уж человек без устали трудится, делая добро другим, почему бы ему не сделать немного добра себе?
Казалось бы, все прекрасно и «только радость впереди» — но, к сожалению, вы и ваши коллеги — не единственная власть в регионе. А значит, если ваш товарищ, согласившийся на выгодное предложение, и другие такие же товарищи начнут выполнять то, что обещали заинтересованным людям — не избежать им огласки и позора, а то и наказания.
Что же делать? Конечно, атаковать первыми. Выждать момент и попытаться дискредитировать всех, кто может поймать вас за руку. Оболгать, обвинить, заставить ввязаться в перепалку — а потом, когда ваши избиратели запутаются в потоках взаимных обвинений и перестанут понимать, кто прав, а кто виноват — обстряпать давно запланированное дельце.
Теперь факты. В декабре 2007 года часть депутатов горсовета Севастополя обвинила Севастопольскую государственную администрацию в том, что чиновники администрации, якобы, незаконно передали частной фирме в аренду 186 гектаров земли в окрестностях Балаклавы. Руководителей горсовета не смущало, что городская администрация отдала землю в аренду не добровольно — она выполняла решение суда.
Депутаты создали невиданную доселе «следственную комиссию» (контроль действий администрации не входит в компетенцию горсовета, но это их не остановило), и долго занимались «расследованием», сопровождая его многочисленными заявлениями и выступлениями, пресс-конференциями и телеэфирами.
Потом, в феврале, Украина несколько дней не получала нужное количество газа — и горсовет объявил, что севастопольцы мерзнут по злому умыслу городской администрации. Снова были заявления и телеэфиры, «регионалы», составляющие большинство в горсовете, даже обратились к президенту с просьбой сменить руководство исполнительной власти города. И что же? Из Киева приехала правительственная комиссия, проанализировала ситуацию и сделала вывод, который, похоже, был очевиден для всех, кроме горсовета — севастопольская горгосадминистрация не виновата, что у Украины возникли неприятности с поставками голубого топлива.
Дальше — больше. Уже почти три месяца каждый понедельник у мемориала защитникам Севастополя собираются какие-то люди и несколько часов требуют отставки городской администрации. Выставляли на территории мемориала, в нескольких метрах от Вечного огня палатки, в которых сидели молодые люди и якобы голодали. На мемориал было просто посмотреть страшно: и палатки здесь, и транспаранты, и биотуалет.
Словом, горсовет ведет полномасштабное наступление на городскую администрацию, но причины повышенной агрессивности некоторых депутатов стали ясны лишь совсем недавно, когда «схватка» достигла кульминации.
Городской совет принял громкое решение провести 25 мая местный консультативный референдум по вопросу о недоверии городской администрации. Референдум (или, точнее, «народный опрос», так как решения местных референдумов не имеют силы закона) будет исключительно политической, пропагандистской акцией, ведь по закону горсовет не уполномочен назначать городскую администрацию, контролировать ее действия или проводить в исполнительной власти региона кадровые перестановки. То есть, с тем же успехом депутаты могли бы объявить референдум о недоверии президенту, премьер-министру или секретарю ООН.
Но дело даже не в нелегитимности решения о референдуме — за последние месяцы Севастополь уже привык к подобным нелегитимным действиям горсовета. Главное, что уже через несколько минут после решения о референдуме, депутаты тихонько, без помпы приняли еще одно, оглушительное по содержанию решение.
Горсовет изъял у государственного предприятия «Севастопольское охотничье хозяйство» и передал в пользование двум частным фирмам охотничьи угодья площадью около 19 тысяч гектаров — это четверть всей территории Большого Севастополя. Право хозяйничать в севастопольских лесах (в том числе на территории двух заповедных объектов — заказников «Мыс Айя» и «Байдарский») в течение 25 лет получили два общества с ограниченной ответственностью: «Орлиновское охотничье хозяйство» и «Кордон Мекензи».
Горсовет передал угодья, не имея на это права, — землями за городской чертой Севастополя должна распоряжаться городская государственная администрация. Кроме того, охотничьи угодья достались бизнес-структурам без соблюдения необходимой процедуры — не было ни конкурса, ни аукциона — и по явно заниженной цене.
Например, ООО «Орлиновское охотничье хозяйство» получило 13 тысяч гектаров — это приблизительно в полтора раза больше, чем площадь города Севастополь — за 500 тысяч гривен в год. Получается, фирма будет платить за гектар охотничьих угодий 38 гривен 45 копеек — меньше сорока копеек за сотку.
За эту смехотворную сумму (а через четверть века она точно превратится в пшик) владельцы ООО получили возможность делать на предоставленных гектарах все, о чем они смогут договориться с землепользователем (им остается «Севастопольское охотничье хозяйство»). То есть, и забором эту землю огородить и «охотничьи домики» построить — главное, чтобы «Севастопольское охотхозяйство» было не против.
Когда информация о передаче тысяч гектаров частным фирмам стала достоянием общественности, руководство горсовета пошло на попятную — мол, общества, получившие угодья, ничего с ними делать не будут, кроме как брать небольшую плату с охотников. Но тогда почему же угодья передали частникам на 25 лет, а не на два-три года (это было бы логично: если через пару лет произойдет инфляция или повысятся цены, можно заключить новый договор, учитывающий новую ситуацию)? Четверть века — это тот самый срок, на который местные власти заключают договора об аренде земли с солидным инвестором, намеренным построить супермаркет, гостиницу или развлекательный комплекс. И, во-вторых, если руководители горсовета говорят правду и фирмы действительно будут только брать деньги с охотников, зачем вообще было подключать частников к этой процедуре — неужели у «Севастопольского охотничьего хозяйства» не нашлось кассового аппарата, чтобы выбивать чеки?
Можно утверждать, что план, который, по нашему мнению, пытались применить руководители горсовета, не сработал. Шумиха вокруг «войны» депутатов с городской администрацией не помешала жителям города узнать правду о действиях избранников. Вскоре, видимо, последует и реакция правоохранительных органов — материалы о действиях горсовета переданы в Генпрокуратуру, СБУ и милицию. Когда речь идет о нарушениях такого масштаба, снисхождения быть не должно.
Александр АВЕРБУХ
Источник: Новый Севастополь