НОВОСТИ

2 июня 2017

Александр Болтачев: «Недостаток научного флота наносит непоправимый ущерб нашим исследованиям»

11:1125.09.2008г.

В канун всемирного дня моря наша редакция, конечно же, не могла не встретиться с широко представленным  в нашем городе «морским» ученым. Вашему вниманию—интервью «Новому Севастополю» заместителя директора Института биологии южных морей по научной работе Александра Болтачева.

—Александр Романович, знаю, вы только что возвратились с международной научной экологической конференции. Что о ней можете поведать нашим читателям?

—Да, в период с 18 по 21 сентября на базе Каневского природного заповедника, где проходят практику студенты Национального Киевского университета имени Тараса Шевченко, проходила 1-я Международная экологическая конференция, инициированная и представителями ИнБЮМа, и Мелитопольского университета. На мой взгляд, конференция удалась, на нее приехали представители не только регионов и городов Украины, но также из Санкт-Петербурга, Москвы. На форуме были подняты разнообразные проблемы, связанные с ихтиофауной не только Азово-Черноморского бассейна, внутренних водоемов, но и мирового океана в целом.

Участниками конференции подчеркивались сложности, с которыми столкнулась отечественная ихтиологическая наука, которая, в принципе, до сих пор занимает одно из ведущих мест в мире. Прежде всего, это связано со сложностью получения материала. Это касается и резкого сокращения экспедиционных исследований, в чем мы когда-то лидировали. Это практически отсутствие рыболовной разведки, то есть, промысловая ихтиология в Украине сегодня, можно сказать, находится в упадническом состоянии, или отсутствует вовсе.

Поднимались также вопросы сохранения редких видов рыб, правильности оценки запасов, регулирования рыболовства. Было принято решение о создании Союза ихтиологов Украины. На данный момент идет этап формирования, кто будет принимать участие, какие будут условия, статус, устав организации. Конечно, без такой организации мы не сможем нормально функционировать. Дабы объединить все ихтеологические силы Украины, и поддерживать связь, как с ближним, так и с дальним зарубежьем.  

—Чем примечателен текущий год для вашего учреждения, что удалось наработать?

—В этом году различные отделы института предприняли несколько десятков экспедиций. В частности, ихтиологи выполняли экспедиции на Сиваше, в Каркинитском заливе, на внутренних водоемах, а последняя экспедиция была в район озера Донузлав. Мы получили очень интересный материал. Во-первых, связанный с тем, что Сиваш, где осуществляется сброс пресных вод Северо-Крымского канала с рисовых чеков, сейчас на некоторых участках, по крайней мере, где побывали наши ученые, значительно опреснен. Здесь полностью изменилась ихтиофауна, вообще вся флора и фауна. Она стала ближе к эстуарной (когда речная и морская воды перемешаны), или, даже, речной. То есть, мы имеем дело с изменением экосистем.

То же самое мы наблюдали в кутовой части Каркинитского залива. Там также ведется сброс вод с прудов, и вода там уже практически пресная. И вместо морских видов мы, в основном, встречали пресноводные виды.

Очень интересный материал получен по внутренним водоемам Крыма. Продолжается вселение малоценных видов рыб, таких, как горчак, чебачок, солнечный окунь. Причем, неконтролируемый. Во многом это связано с тем, что сейчас многие пруды передаются в частные владения, и бесконтрольно происходит их зарыбление. В результате, вместе с ценными видами заносятся сорные виды рыб, которые, в конце концов, вытесняют промысловые виды.

—А что касается экологии Севастопольской бухты?

—В последние годы я говорил о том, что наблюдается улучшение экологических условий, и что затем процесс стабилизировался.  Сейчас же, к сожалению, усиливаются негативные процессы. В силу известных обстоятельств. У нас практически очень много канализионных, промышленных сбросов, малоочищенных либо вовсе не очищенных. Наши подводные наблюдения показали, что системы глубоководных выпусков сточных вод находятся в критическом состоянии. А это говорит о том, что практически все нечистоты попадают в зону пляжей, рекреационную зону, что, конечно, не способствует в том числе и их престижности.

Но самое главное, мы не имеем нормального научно-исследовательского судна, с помощью которого можно было бы произвести реальную оценку  сложившейся в Черном море экологической ситуации. Единственное НИС «Профессор Водяницкий» без малого два года стоит в ремонте, и когда оно выйдет, неизвестно.

Маломерный флот тоже в тяжелом техническом состоянии,  а новых поступлений судов за последние 15 лет у нас не было. Мы их только теряли. То есть, недостаток научного флота наносит непоправимый ущерб нашим исследованиям.

—Возвращаясь к теме экологии Севастопольской бухты. Представитель вашего института профессор Миронов сделал научное заключение относительно дноуглубительных работ при возможном строительстве угольного терминала «Авлита». Известно, что это заключение получило неоднозначный общественный резонанс…

—Прежде всего, хотел бы подчеркнуть, что ИнБЮМ здесь задействован только в плане проведения дноуглубительных работ. Кстати, они проводились всегда, и только в последние годы были приостановлены. Хотя, по нашим данным, основная часть тяжелых металлов, нефтепродуктов накапливается в верхнем слое ила, который, при соблюдении соответствующих технологий, необходимо убирать. Потому что мы наблюдаем мощное вторичное загрязнение. И вот, по данным профессора Миронова, хотя они уже несколько устаревшие, не менее  20 тыс. тонн нефтепродуктов находятся в донных отложениях. Поступления и тяжелых металлов, и нефтепродуктов продолжается. Конечно, их нужно нейтрализовать. То есть, всем, кто  обвиняет ИнБЮМ в том, что его ученые дали заключение по угольному терминалу, хочу сказать: мы работали именно в разделе относительно моря, то есть, что нам близко, и где мы—специалисты. А что касается полевого, воздушного загрязнения, технологий переработки, то этим занимались другие институты.

Одним словом, очистка Севастопольской бухты нужна. Есть примеры. Взять, скажем, Керченский порт. Они произвели очистку от иловых наносов, и в порту стала гораздо лучше ситуация. Даже лучше, чем в Керченском проливе.

—Что в ближайших планах института?

—Мы ведем несколько грантов. У нас большой проект по прибрежной зоне, вместе с французскими, итальянскими специалистами. Кроме того, у нас украинско-российский проект по вселенцам в эстуарных зонах, то есть, в зонах смешения морских и речных вод. Я, кстати, являюсь руководителем этого проекта.

Но, опять же подчеркну: мы очень многое связываем с выходом из ремонта НИС «Профессор Водяницкий».  

—Благодарю за интервью.

Вопросы задавал Олег Леонтиевский
Фото автора

Источник: Новый Севастополь

Новости Статьи Интервью Фото Видео Редакция Реклама