Григорий Маракуца: Чем раньше будет признана государственность ПМР, тем лучше
16:3426.07.2013г.
Прослуживший верой и правдой 15 лет на посту спикера парламента непризнанной Приднестровской Молдавской Республики, Григорий Маракуца ныне возглавляет Общественный совет старейшин Приднестровья. В эти дни его можно встретить в Севастополе, где он в качестве судьи участвует в международном теннисном турнире «Большая бескозырка».
- Давно ли являеетесь участником турнира?
- Лет восемь. Прежде выступал на кортах. Теперь вот занимаюсь судейством, все-таки возраст, восьмой десяток пошел.
- Сейчас вы возглавляете Совет старейшин?
- Да, председатель Совета старейшин при президенте Приднестровья. Кроме того, еще генеральный секретарь межпарламентской ассамблеи сообщества «За демократию и права народов», куда входят Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье, а Нагорный Карабах имеет статус наблюдателя.
- Вы, как опытный политик, в самые сложные годы были у руля ПМР, скажите, на каком этапе сейчас находится урегулирование конфликта? И какие советы вы бы дали более молодым политикам – Путину и другим?
- Скажем так: если бы не было двойных стандартов у западных стран, то Приднестровье давно было бы признано. Косово имеет меньше прав на определение, как самостоятельного государства. Или там одновременно с распадом Югославии при распаде Советского Союза вот такой же случай, как Босния и Герцеговина, как Хорватия и т.д. – вот такой же случай и в Приднестровье.
Вы видите, разные стандарты у западных стран, поэтому тех признали, нас не признали. Но важно другое – народ признал вот это государство, оно существует уже 23-й год. Имеет все атрибуты государства, даже своя валюта. Это нормальное государство, и невозможен уже другой путь, как признать его международный статус и допустить в сообщество стран.
Я думаю, что это рано или поздно будет. Другого пути просто нет. Мы ищем компромисс с Молдовой, хотим найти пути к сосуществованию, добрососедству, сотрудничеству. Это все возможно, должно быть желание с обеих сторон..
- Насколько мы осведомлены, Молдова вам предлагала специальный статус, с большими правами.
- Сначала был составлен, так называемый, план Козака. Россия предложила статус Приднестровью такой, что мы как бы находились в составе Молдовы, но имели глубокую степень самостоятельности, главное имели право вето тех решений, которые неприемлемы для Приднестровья.
Увы, по рекомендации США, может, еще каких-то стран бывши тогда президент Молдовы Воронин сперва пропарафировал этот документ, уже авангард президента России прилетел в Кишинев и должен был президент Путин прилететь, чтобы в торжественной обстановке подписать. В последний момент президент Воронин дал отбой, не устоял перед давлением США.
А что их не устраивало? Не устраивало, почему Приднестровье будет иметь право вето. А как по другому? Можно ведь любую конструкцию создать по чьему-то желанию, но мы должны создать конструкцию, которая будет жизнеспособной и устойчивой. Увы, не получилось.
Думаю, что сейчас ведутся переговоры, вялые, я бы сказал, переговоры. Сейчас Молдова по рекомендации Евросоюза начинает устанавливать определенные барьеры, то есть семь постов ставит на границе между Молдовой и Приднестровьем. Почему ставит? Дескать, они, как и Украина, Молдова должна в Вильнюсе в ноябре месяце подписать некий документ, который приблизит их к сотрудничеству или даже сделает визовый режим между этими странами Европы более облегченный. Ну и как бы отсечь Приднестровье.
Вы знаете, я бы назвал это глупостью. Потому что они своими руками рубят последнюю возможность что-то состыковать между Приднестровьем и Молдовой. Если они начнут ставить, это считайте граница. А граница – это значит все, они признают, что это другое государство.
Не посоветовать, а пожелать могу руководству России, руководству Украины, как бы там ни было, может, и не хочется, что это может послужить примером и для внутренних собственных территорий, но другого пути нет, как признания международного статуса Приднестровья. Чем быстрее это будет, тем лучше для установления окончательного мира и согласия в этом регионе Европы.