Михаил Юрлов: Украина открывает недра иностранному инвестору
22:3625.01.2013г.
"Новый Севастополь" обратился к директору Фонда "Севастополь" Михаилу Юрлову прокомментировать факт подписания в Давосе контракта между Украиной и компанией Shell на разработку месторождений сланцевого газа в Харьковской и Донецкой областях. Напомним, что Михаил Юрлов является специалистом в энергетической сфере.
- 50-летний контракт между Украиной и голландско-британской Shell является очень серьезным шагом действующего украинского правительства, который нельзя оценивать однозначно: все, что касается крупных договоров в сфере энергетики, носит не только экономический, но и политический характер.
Несомненно, Shell - крупнейший мировой лидер, и приход его на рынок Украины может свидетельствовать о прорыве в инвестиционном климате нашей страны, создании определенных предпосылок для энергонезависимости Украины, появлении тысяч новых рабочих мест.
Договор о разделе продукции (ДРП), а именно такого типа договор заключен с Shell (насколько это прозвучало в СМИ), предполагает, что государство Украина фактически просто открывает свои недра иностранному инвестору и одновременно — добывающей компании, которая на свой риск и за свои средства ведет поиск и добычу энергоносителя, а добытый продукт в пропорции 50/50 отдает государству Украина.
Вариант, очень характерный для стран Ближнего Востока и, в частности, Персидского залива, где мне довелось работать в качестве руководителя торгово-экономической миссии нашего посольства в Объединенных Арабских Эмиратах, Катаре и Бахрейне. У арабов это неплохо получается, львиную долю своих несметных богатств они сделали именно на нефти и газе, сотрудничая как раз с такими компаниями, как Shell, Бритиш Петролеум, Total и др.
Вместе с тем, в сфере нефтегаза по законам ОАЭ местная сторона за собой всегда оставляет не менее 60%, причем остальные 40% не отдаёт в руки только одной иностранной компании. На эти 40% таковых компаний, как правило, не менее 2-3, а то и больше.
Сейчас трудно говорить, насколько хорош для Украины договор 50/50, поскольку, очевидно, детали этого соглашения носят конфиденциальный характер. Но добавлю, что мне самому неоднократно приходилось участвовать в переговорах наших НАК «Нафтогаз» и «Укрнафта» с арабской стороной и даже в подписании "договора о разделе продукции", где «Нафтогаз» выступал в ОАЭ как раз добывающей компанией-инвестором.
К сожалению, этот проект не стал выгодным для украинской стороны — возможно, и от того, что наши компании пока не умеют быть конкурентоспособными ни на внешнем, ни на внутреннем рынке. Собственно, этот фактор и является одной из причин договора с Shell, несмотря на наличие профильных отечественных компаний.
Упомянув политический аспект, я, несомненно, имею в виду отношения между Украиной и Россией. Они многоплановы, вплоть до так называемых «газовых войн»: Россия за последнее время в 10 раз повысила цены на свой газ, доведя его до отметки 430 дол. за 1000 м3. Поэтому, получая за счет иностранного инвестора большие объемы энергоносителя (как это предполагается), Украина может снизить внутренние цены на газ, а это, несомненно, выгодно.
Кстати, в самой России с 2006 в рамках ДРП действуют Total, ExxonMobil и другие мировые гиганты и общая сумма дохода, полученного российским государством от данных проектов, составила к началу 2012 года около 11 млрд. долларов.
Впрочем, имеется немало критиков ДРП в самой России, полагающих, что, отдавая разработку недр иностранцам, правительство тормозит развитие собственных целых отраслей промышленности и даже науки. С этим трудно не согласиться, однако мы живем в эру глобализации, и экономика диктует свои условия.
Все помнят, что одной из задач в СССР было создание собственной материально-технической базы (социализма, коммунизма) и выполнение лозунга «догнать и перегнать», что, в общем-то, очень даже неплохо. Более того — было обоснованно для страны с 1/6 сухопутной территории земного шара и порядка 40% разведанных мировых полезных ископаемых. Но не получилось...
И если танк Т-34, ДнепроГЭС и ракета «Восток-1» были лучшими в мире, то автомобиль «Москвич», не говоря уж о «Запорожце», не могли конкурировать даже со скромным «Фиатом». Ну, а сейчас почти все в странах СНГ пересели с «Жигулей» на «Шевроле», не говоря уж о «Тойотах» и «Мерседесах».
Так и в сфере энергетики. Замечу, что иностранные нефтегазовые компании применяют сейчас такие технологии, которыми не располагают ни Украина, ни Россия, и, чтобы догнать, нам потребуется эдак с -дцать лет. Возникает вопрос, а нужно ли в этих условиях?
Что касается сланцевого газа (договор с Shell подписан по добыче этого углеводорода): здесь тоже имеется немало противоположных оценок. Некоторые эксперты вообще считают, что данная тема недостаточно хорошо изучена. Давать оценки могут только специалисты.
Сообщу лишь, что если с Shell подписан договор по сланцевому газу, то в настоящее время прорабатывается также многолетний договор с ExxonMobil по освоению шельфа Черного моря. Руководитель киевского офиса ExxonMobil был на Крымском инвестиционном форуме осенью в Ялте, где мы познакомились и обсудили некоторые планы компании по Украине и, в частности, по Крыму.
ExxonMobil собирается работать не только на шельфе, но и планирует участие в производстве биотоплива и газа из бурого угля, а также автозаправочном бизнесе. Для севастопольцев деятельность этой самой крупной в мире частной нефтегазовой компании в Черном море может иметь прямой эффект, поскольку работы востребуют как субподрядчиков наши ныне незадействованные промышленные, в т.ч. морские, мощности.
Вхождение ExxonMobil и Shell на украинский рынок, конечно, может сильно изменить политическую конъюнктуру и экономический климат Украины, поскольку приоткрывается до сих пор закрытая для крупных иностранных инвесторов сфера добычи углеводородных ресурсов, а энергетика сегодня — вопрос номер один. Впрочем, поживем-увидим.
В заключение добавлю, что на Украину уже пришла «Бритиш Петролеум», действует здесь и достаточно известная Vanco, но реально они не смогли внести что-то серьезное в изменение конъюнктуры.
Ну и, самое последнее — как известно, договор с Shell подписан на очень авторитетном мировом форуме в Давосе. Так вот, именно там этой компании присвоена антипремия за - ни много ни мало - «преступления против природы». Так что будем требовательны к экологическим вопросам!