Игорь Панюта: «Рост экономики станет спусковым крючком революционных преобразований в Украине»
12:2222.08.2013г.
Заместитель председателя Социалистической партии Украины Игорь Панюта несколько дней провел в Севастополе, в котором родился и вырос. По образованию историк. Работал по профессии, а также в Музее героической истории и освобождения Севастополя. Избирался депутатом районного и городского советов (1998-2002). Является убежденным марксистом и социалистом. А с недавнего времени занимает высокий пост в СПУ.
С вопроса как он стал заместителем председателя Соцпартии Украины и что этому способствовало и началось интервью Игоря Панюты «Новому Севастополю».
- Заместителем председателя Соцпартии - с начала этого года. До этого работал консультантом по политическим вопросам. А вообще в СПУ - с 1991 года. В 1993 году переходил в КПУ, однако с 2000-го - снова в Социалистической партии. Причиной перехода стали события, связанные с убийством журналиста Георгия Гонгадзе и акциями «Украина без Кучмы».
Я переходил в стан коммунистов потому, что в то время КПУ была более радикальной, более боевитой партией. Однако к 1999 году у меня стали накапливаться вопросы к Компартии. Я видел, что она увлекалась парламентаризмом, занималась "спусканием пара" в место того, чтобы организовывать трудящихся для изменения социально-политический строя. Оказалось, что несмотря на формально более "умеренный" характер Социалистической партии , реально участвовать в политической деятельности по ликвидации существующего строя более оптимально в рядах СПУ.
Причем, и в Соцпартии и в Компартии есть масса людей, которых я глубоко уважаю и буду с ними сотрудничать.
- Пост заместителя председателя СПУ - довольно высокий. Как вы на него попали?
- Перед тем как мне поступило это предложение поработать в качестве идеолога партии, мы провели в Киеве несколько успешных акций, которые привлекли внимание СМИ. У меня хорошие контакты с некоторыми левыми (более левыми, чем КПУ и СПУ) силами, которые готовы сотрудничать с СПУ на общедемократической платформе, поскольку у нас общие цели. Я дал лидерам Соцпартии несколько полезных рекомендаций по организации политической деятельности.
- Можете выдать «военную тайну»? Что вы посоветовали?
- Я дал чисто технические рекомендации и о них говорить не буду. Кроме того, есть общие стратегические рекомендации. О них можно рассказать подробнее.
В частности, по моему мнению парламентская деятельность Социалистической партии Украины должна быть важным, но не главным направлением деятельности. Более того, как показала практика работы СПУ, ее парламентский успех начала 2000-х годов был побочным продуктом непарламентской борьбы. А главная деятельность партии должна проходить в массах людей. То есть мы должны работать не с электоратом, а с социальной базой.
Например, греческая лево-социалистическая партия СИРИЗА, возглавляя непарламентские протесты против антинародной политики власти, привлекла симпатии почти трети избирателей.
Соцпартия должна быть не электорального, а классового типа. Данное утверждение - «методический клубок», который, если его разматывать, прояснит, как должна себя вести партия, чтобы преодолеть нынешнее сложное положение, в котором оказалась. Сейчас партия переживает нелегкие времена, но я оптимист и считаю, что все трудности можно преодолеть.
Возвращение СПУ к классовому типу партии - возвращение к здравому смыслу. Сейчас много партий строится по возрастному признаку, профессиональному - это все фикция. Такие партии чаще всего -политтехнологические проекты, зависящие от олигархов и не могут играть большой роли в общественной жизни страны.
Если помните, на внеочередных парламентских выборах 2007 года СПУ не прошла в парламент и значительно потеряла свое влияние на политическую жизнь в Украине.
- Что является социальной базой Соцпартии?
- Соцпартия Украины в период своего увлечения парламентаризмом с 2005 по 2008 годы начала утрачивать свою социальную базу. Социальную базу, т.е. те слои, выразителем интересов которых объективно является партия, нельзя путать с «электоратом». Естественной социальной базой СПУ является квалифицированная часть пролетариата, крепкие самодостаточные аграрные работники, интеллигенция, мелкая и средняя буржуазия - это те слои, которые не очень удачно, но традиционно принято называть «средним классом.
Именно средний класс Украины ярко показал себя во время социально-политических выступлений 2000-2004 годов - «Украина без Кучмы», «Восстань, Украина!», и наконец, на Майдане.
Если бы так называемая оранжевая революция получила развитие, не была свернута, то привела бы к дифференциации интересов внутри среднего класса. Но это бы произошло на качественно более высоком экономическом и политическом уровне развития Украины. Однако этого не произошло, что, конечно же, печально.
- Мне кажется, что драматическим эпизодом в СПУ стал выход Александра Мороза из "оранжевой коалиции" в украинском парламенте. Не было ли этой крупной ошибкой?
- Выход из "оранжевой коалиции" нельзя путать с поддержкой Партии регионов в "антикризисной коалиции".
По моему мнению "оранжевые" к 2006 году уже исчерпали себя. Дальше СПУ должна была бороться самостоятельно, объясняя трудящимся причины слабости и непоследовательности оранжевых деятелей Майдана.
Что касается сближения с регионалами, то это вообще было недопустимо!
Да, именно это была стратегическая ошибка. И Александр Мороз, и все руководство партии сейчас это публично признают. Но нужно также и признавать то, что не только один Мороз в 2006 году принимал решение: было страшное давление внутри СПУ со стороны людей, которые больше всего жаждали постов министров, депутатских кресел.
Конечно, от союза с регионалами Социалистическая партия значительно больше потеряла, чем приобрела.
К сожалению, по этому же пути идут товарищи из КПУ. Результат будет тот же.
Я в то время был членом Севастопольского горкома СПУ. И написал заявление о выходе из горкома, но остался рядовым членом партии, потому что понимал, что СПУ совершает почти самоубийственный шаг. Следовательно, рано или поздно придет время исправлять его последствия.
- Каким образом социалисты могли вернуть утраченные позиции, завоевать социальную базу?
- У меня нет четко прописанных рекомендаций, но есть общие соображения. Они заключаются в том, что партия, к сожалению, и сейчас, не имея ни одного депутата в парламенте, является по психологии, по духу парламентской. И это нужно преодолевать.
Преодолевать данный стереотип нужно через повышение внутренней дисциплины, повышение ответственности, через активизацию рядовых членов, через ротацию, отсеивание партийного балласта.
Может быть, нужно вводить двухуровневое членство в партии. Активисты должны платить членские взносы, выписывать партийную газету и обладать правом решающего голоса. Естественно, они могут выдвигаться в руководящие органы.
А если люди по соображениям возрастным, карьерным, материальным не могут активно участвовать в работе партии, то они имеют право участвовать в обсуждении всех вопросов, но не должны голосовать при принятии решений. Такая дискуссия о реформе партии сейчас в СПУ идет. Данная практика, между прочим, применялась в 20-м веке во многих европейских партиях. Поэтому нет ничего плохого в том, что мы такую практику применим.
- Будет ли Соцпартия выдвигать своего кандидата в президенты в 2015 году? Если есть такая задача, то из кого мы будем выбирать?
- Тема президентских выборов 2015 года в Соцпартии не обсуждалась. Да и пока не ясно, будут ли вообще эти выборы. А если они будут, то не станут ли они полной профанацией. Не выйдет ли во второй тур Тягнибок с Януковичем? И людей опять поставят перед позорным выбором меньшего зла.
- Какие стратегические и тактические задачи у СПУ?
- СПУ - единственная партия на просторах постсоветского пространства, которая не только декларировала левые идеи в рамках буржуазной демократии, но и участвовала в осуществлении заявленных целей.
Ни одна из левых партий - ни КПУ, ни КПРФ - не были причастны к практическому осуществлению с помощью широких народных масс этих начинаний. Соцпартия единственная, которая и декларировала в 2000-2004 годах свои идеи и пыталась их осуществить через широкое движение социального протеста.
Общество не может до сих по достоинству оценить заслуг Соцпартии, потому что без ее вклада мы бы сегодня имели авторитарную диктатуру. Вы наверняка помните, как президент Кучма пытался реформировать Украину - навязывал референдум о наделении его диктаторскими полномочиями "по народной инициативе". И СПУ, уступая своим партнерам по оранжевой коалиции в кадровом, финансовом плане, превосходила их в интеллектуальном плане. Она, собственно, определила формы, методы протестов. Навязала оранжевым - более умеренным и трусливым оппозиционерам - свои формы, методы борьбы.
СПУ была тем камешком, который попал в шестеренки машины государства, двигающейся в тоталитаризм, и поломал эту машину ( или хотя бы надолго остановил движение в эту сторону).
Сейчас мы видим, что Янукович продолжает дело, за которое взялся Кучма в 1999-2000 годах. Посмотрим, удастся ли это ему.
- Последние замеры общественного мнения показывают, что личные рейтинги Януковича и Кличко сравнялись? Каковы ваши прогнозы на 2015 год?
- Думаю, что формально президентские выборы в 2015 году в Украине состоятся, потому что Европа зорко наблюдает за процессами. Однако мы недооцениваем команду Януковича, степень ее гибкости и цинизма. Мы недооцениваем тот опыт жестокой экономической и политической борьбы, который они набрали, становясь влиятельной политической силой. Мы не знаем, какие методы они могут применить. Политические расклады ближе к 2015 году могут значительно поменяться.
Во-вторых, рост популярности Кличко меня не пугает и не вдохновляет, потому что один человек ничего не может сделать в этом мире. Может быть, это какая-то дутая фигура? Может быть, он сыграет роль, которую сыграл Ющенко как якобы оппонент Кучме. Может быть, Кличко будет якобы оппонентом Януковичу.
В мире наблюдается общий кризис доверия к политическим институтам. Буржуазное общество утрачивает доверие людей к тем буржуазным институтам, которые 300 лет это общество поддерживают. Например, украинский парламент утратил свое влияние на судьбу страны.
- В чем, по-вашему, феномен КПУ, которая на последних парламентских выборах значительно прибавила, являясь фактическим союзником ПР?
- В КПУ масса людей на низовом и среднем уровне, к которым я отношусь с глубоким уважением, чего нельзя сказать о верхах партии. В Компартии много честных людей, готовых сражаться за светлые идеи, но не они, к сожалению, определяют курс партии.
То, что Компартия немножко выиграла по сравнению с прошлыми годами, это ни о чем не говорит. Всплески ее популярности идут по затухающей кривой. У КПУ перспектив нет, потому что она ведет себя не так, как от нее ожидали трудящиеся слои избирателей.
Может быть, Компартия Украины получит еще какие-то проценты, но к судьбе Украины это не имеет отношения. Мы должны четко понять, что судьба Украины не решается в парламенте. Показатель выборов в парламенте - не показатель реальных предпочтений людей.
- Интересно ваше мнение относительно торговой войны между Украиной и Россией. В чем ее причины? Эксперт Сергей Кулик, например, считает, что таким образом Россия пытается повлиять на украинских олигархов, которые, в свою очередь, будут давить на Януковича с целью неподписания им в ноябре в Вильнюсе соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли с ЕС…
- Думаю, что нужно воздерживаться от резких комментариев по этому поводу, потому что мы не знаем всей поднаготной. И дело не только в давлении России на Януковича через препоны олигархам.
Русская и украинская буржуазия будут любыми методами стремиться обеспечить себе преимущество за счет партнеров.
Российских олигархов вряд ли волнует, что украинские олигархи хотят сближения с ЕС. Сейчас этот процесс охватывает весь мир. Или мы сблизимся с Россией и вместе с ней сблизимся с Европой. Или поочередно РФ и Украина сблизятся с Европой. И в том и другом случае на шее трудящихся будет сидеть интернациональная буржуазия.
- Каков ваш прогноз результатов саммита ЕС в Вильнюсе, где ожидается подписание соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли между ЕС и Украиной?
- Это не сущностный вопрос. Но я понимаю, что для севастопольцев этот вопрос важен. Культурно-этническое родство большинства горожан с Россией рождает иллюзию, что именно любая форма сближения с ней решит все их проблемы. Я вспоминаю конец 80-х годов, когда многие севастопольцы кричали на митингах о том, что давайте разрушим Советский Союз, зачем он нам нужен вместе с Россией, давайте скорее двигаться в Европу, думая таким образом, что у них появится доступ к товарам. И теперь эти же люди кричат: давайте - в Россию. Однако ни в первом, ни во втором случае кардинально положение трудящихся не улучшится.
Это капитализм, эксплуатация. И слабый партнер будет всегда проигрывать. Надо менять систему, а не искать в ней лучшее место.
Если мы сблизимся с Европой, то нас будут обдирать как липку. Точно также будут делать российские олигархи, если сблизимся с Таможенным союзом. Положительно в случае принятия «европейских правил игры» то, что когда социально-экономические и политические конфликты между народом и властью будут происходить, последняя не так жестко будет реагировать. Имеется в виду и расстрел защитников Белого дома, и недавнее жестокое подавление рабочих в Жанаозене (Казахстан), и постоянные разгоны, аресты левой оппозиции в России. Действительно, будет больше возможностей вести борьбу за права трудящихся, если мы сблизимся с Европой.
- В Севастополе 14 лет не могут принять закон о статусе города. Есть много проектов, а толку нет. Может быть, нам этот закон не нужен?
- Думаю, что закон о статусе Севастополя необходим. В свое время именно по инициативе КПУ создавался радикальный и правильный проект закона. Он, естественно, был задроблен. Думаю, что нынешние власти Украины будут тормозить этот процесс, сколько можно.
Как видите, нет большой разницы между оранжевыми и бело-голубыми: олигархи они везде олигархи. Они будут тормозить принятие закона о статусе Севастополя или постараются настолько выхолостить его, чтобы он не давал севастопольцам больших прав.
И это понятно почему. Севастополь для Киева непредсказуем из-за этнического и социального состава, из-за определенных традиций.
Сегодня севастопольцы пассивны. А мы помним, что еще 10 лет назад политическая ситуация в городе была совсем другой. И Янукович также боится «особого» отношения к себе севастопольцев, как боялся Ющенко.
Поэтому Партия регионов, скорее всего, постарается принять урезанный, половинчатый закон о статусе города, который не дает никаких прав горожанам.
С другой стороны, ни один закон, даже тщательно прописанный не обеспечивает интересов граждан без социальной встряски. Без активизации населения в Украине ничего не изменится. Ни с самозахватами, ни с беспределом чиновником, правоохранителей.
У нас неплохая Конституция. Она написана в лучших демократических традициях буржуазной Европы и умудрилась декларировать как интересы трудящихся, так и собственников.
Но в Европе и те и другие выстрадали свои интересы в нескольких революциях, в постоянных встрясках классовой борьбы, в трудовых конфликтах.
Наше общество не имеет такого опыта. Поэтому на Конституцию (да и на другие законы, в т.ч. о статусе города) олигархи и государственная элита особого внимания не обращают. Об основном законе вообще вспоминают только раз в год, когда отмечается День Конституции. И она может работать тогда, когда ее активно поддерживает население. Если активность населения нулевая, то Конституция никому не нужна.
Она понадобиться трудящимся, когда социально-экономическое и политическое "закручивание гаек" вынудит народ активизировать борьбу за свои права.
Олигархический капитал это понимает. Поэтому сейчас не зря идут разговоры о новой Конституции, гораздо менее демократической, более жесткой, которую заставят соблюдать олигархи. Потому что этот документ разрабатывается в их интересах.
Нам нужно не ждать, а реально бороться.
- Мое мнение таково, что украинское общество не структурировано, оно не осознает своей классовой природы. В частности, средний класс очень слабый…
- Я не согласен с таким утверждением. Средний класс есть. Он показал себя в 2000-2004 годах. То, что он затих, это вызвано разочарованием от оранжевой революции. Это вызвано кризисом.
Как ни странно, социально-политическая активность возрастает и люди борются не тогда, когда идет спад экономики, а наоборот - когда идет экономический подъем, когда люди думают не только о выживании, они начинают смотреть по сторонам, видеть, как плохо мы живем. Им хочется жить лучше.
Тот же Майдан - он был вызван оживлением экономики Украины в 1999-2004 годах. Волна социальных протестов начнется после того, как закончится экономический кризис и начнется подъем.
Рост экономики станет спусковым крючком революционных преобразований в Украине.