Александр Болтачев: Самым вредным производством по разработке донных месторождений является добыча песка
20:3619.09.2013г.
Заместитель директора Института биологии южных морей (ИнБЮМ) по научной работе Александр Болтачев в интервью «Новому Севастополю» рассказал о вреде добычи морского песка.
«Самым вредным производством по разработке донных месторождений является добыча песка. Вреднее, чем добыча нефти, газа и так далее.
Мои аргументы таковы.
Первое. В результате добычи песка происходит физическое уничтожение донных сообществ, а, кроме того, при рефулировании всасывается и планктон, и икра, и мелкие гидробионты, которые находятся в придонном слое. Эти животные организмы - важнейшая часть экологической, биологической системы. Изымая их из системы, добытчики песка уничтожают саму систему.
Второе. В результате добычи песка в поверхностные слои воды выносятся мелкодисперсные илы и разносятся на многие сотни километров. Буквально тысячи квадратных километров покрываются мутью. Она оседает на икринках, на жабрах морских организмов, что приводит к их массовой гибели. Мелкодисперсные илы, оседая на дно, покрывают его как саваном. Покрывая водоросли, морская «пыль» уменьшает процесс фотосинтеза, и они деградируют и гибнут.
Третье. В результате добычи песка образуются многометровые ямы, в который скапливаются мертвые организмы. А так как в ямах водообмен ограничен, в них начинает накапливаться сероводород. Утверждения оптимистов о том, что через год-два в местах добычи песка экологические системы восстановятся, не соответствуют действительности.
Кстати, французские ученые в свое время доказали обществу, что, добывая морской песок, мы выпускаем джина из бутылки. Потому что, кроме прочего, в донных отложениях покоится микрофлора, о которой мы ничего не знаем. Вполне возможно, что она - патогенная. Кроме того, происходит вторичное загрязнение среды покоящимися в грунте нефтепродуктами, тяжелыми металлами и др.
Третье. Российские ученые, когда планировалась добыча песка на Анапской банке, доказали многомиллионный ущерб от такой деятельности. И такая добыча была прекращена.
Четвертое. Турецкие власти также закрыли добычу морского песка именно из-за большого экологического ущерба.
Пятое. Флоридские знаменитые пляжи в США также в свое время очень пострадали от добычи песка. Они были просто уничтожены. Пришлось их восстанавливать. Там тоже эта деятельность была прекращена.
Шестое. Добыча песка вблизи Качи и западного побережья Севастополя непременно приведет к тому, что там просто исчезнут на сегодняшний день шикарные пляжи. Уже есть печальный опыт, когда интенсивная добыча песка привела к тому, под Евпаторией просто исчезли пляжи. Там, где был золотой песочек - глина и камни.
Седьмое. Добыча песка вблизи Фиолента и западного побережья Севастополя стопроцентно приведет к оползнеопасным процессам со всеми вытекающими последствиями», - сказал Александр Болтачев.
Как ранее сообщал «Новый Севастополь», директор группы компаний «Суэста» Владислав Крот (компания добывала и продавала морской строительный песок в Крыму и за его пределами) в заявлении для СМИ сообщал, что компания подвергается незаслуженной критике в средствах массовой информации, и за этой «атакой» видна деятельность недобросовестных конкурентов.
В свою очередь, общественные экологи и ученые-биологи провели экспертизу мест добычи песка судами компании «Суэста» в акватории мыса Фиолент и сделали предварительный вывод о том, что добытчики наносят непоправимый ущерб экологии акватории. Свои данные общественники обнародовали публично – на пресс-конференции.
Чуть позже прокуратурой Севастополя было возбуждено дело по факту незаконного завладения поверхностным слоем земель водного фонда в особо крупных размерах компанией «Суэста».
Напомним также, что Донецкий окружной административный суд восстановил действие лицензии, выданной компании «Суэста» на разработку недр в районе мыса Фиолент.
Горсовет Севастополя обратился к Верховной Раде Украины законодательно запретить добычу морского песка в Черном море.