НОВОСТИ

2 июня 2017

Виктор Кучеренко: «Депутаты хотят увидеть крах нашего предприятия?»

21:3810.03.2010г.

О жилищно-коммунальных тарифах в Севастополе не говорит разве что отъявленный лентяй. На уровне двух ветвей городской власти этот разговор, кажется, исчерпал себя. Обе стороны многократно выступали с диаметрально противоположных позиций и теперь лишь обмениваются официальной перепиской, то есть из госадминистрации шлют в горсовет предложения включить в повестку дня очередной сессии вопрос о ЖКТ (жилищно-коммунальных тарифах), а депутаты каждый раз находят причину, чтобы этот вопрос не рассматривать.

А как смотрят на эту проблему работники жилищно-коммунальных предприятий? Сегодня на вопросы «Нового Севастополя» отвечает директор коммунального предприятия «Севгордоканал» Виктор Сергеевич Кучеренко:

- Проблема тарифов, которые сегодня вызывают столько споров и эмоций, берет начало с 2007 года. Тогда в октябре месяце были приняты на сессии горсовета тарифы за водопользование для населения. Тогда они составляли для тех, кто имел прибор учета  - 3 грн., кто не имел прибора учета – 4 грн. 25 коп., а для частного сектора, тех, кто не используют общедомовые сети – 2 грн. 88 коп. Это за один кубический метр воды и за тысячу литров стока.

Мы надеялись, что депутаты приняли не просто решение по тарифам, а проголосовали за мудрое решение - гибкую тарифную политику. Тарифная политика предполагала оперативное реагирование на меняющуюся ситуацию. Увы, с тех пор едва ли не каждый месяц, каждый квартал дорожали составляющие себестоимости наших услуг, а на наши обращения в горсовете не реагировали.

Мы сегодня слышим и видим комментарии, которые дает руководитель горсовета о том, что на тарифы был введен мораторий. То есть, на ту политику, которая была принята горсоветом в 2007 году, был наложен мораторий. В недавнем интервью в «Славе Севастополя» Валерий Владимирович Саратов сказал, что такого в Украине больше нигде нет.

С 2007 года 18(!) раз дорожала электроэнергия для промышленных предприятий. Это, кстати, отразилось на себестоимости не только наших услуг, но практически повсеместно, во всех сферах жизни. Кроме того, дорожали бензин, ГСМ, трубы, металл, словом, все дорожало, но тарифы на наши услуги оставались прежними. Это продолжалось до октября прошлого года. Руководство городской госадминистрации перед началом отопительного сезона видело безысходность процесса, ведь в горсовете отказывались рассматривать вопрос тарифов не по каким-то там процедурным вопросам. Позиция депутатов была однозначна – не подымать тарифы по политическим соображениям.

Сергей Владимирович Куницын мог бы и не вводить в действие свой приказ, как начальник ГО города, но тогда горсовет должен был принять адекватные встречные меры, но ничего этого сделано не было. Об этом мы и говорили. В 2007 году мы прожили на тарифах с нулевой рентабельностью три месяца. С февраля 2008 года уже надо было пересматривать ранее принятые тарифы, к сожалению, в сторону увеличения. Об этом мы говорили, говорим, пытаемся убедить всех – депутатов, территориальную громаду, общественность. Пишем статьи, пытаемся объяснить по местному телевидению, что нельзя держать тарифы на уровне 2007 года, а жить в 2010 году.

Можете себе представить, чтобы все вернулись к тарифам 2007 года? К примеру, чтобы энергетикам платить по старым тарифам, за лекарство, продукты питания – все по тарифам 2007 года. Вот здесь у нас должна быть территория 2007 года,  иначе мы не понимаем, что происходит.

Сегодня все против повышения тарифов. Я возглавляю коллектив, в котором 1860 человек. Если спросить их, кто за повышение тарифов, то все будут против. Против роста цен на жилищно-коммунальные услуги, против удорожания продуктов питания, промышленных товаров и т.д. Но жизнь диктует совершенно иное, есть экономические составляющие, объективные причины для удорожания всего.

Как быть? Надо выполнять законы Украины и горсовету, и госадминистрации. В частности, есть 31 статья Закона Украины о предоставлении жилищно-коммунальных услуг, в которой говорится, что если имеется разница в себестоимости и в действующих тарифах, то в бюджете должна быть предусмотрена дотация. А что мы имеем? Сегодня горсоветом не принято решение по повышению тарифов, нет решения и о выделении какой-то дотационной части.

Когда в 2007 году мы получили тарифы, была надежда, что будем работать без убытков. Тогда нам удалось добиться 93-95% платежей от населения. Мы давали свои экономические выкладки в горсовет и госадминистрацию с тем, чтобы в дальнейшем оперативно реагировать на ситуацию и вносить коррективы, то есть вести тарифную политику, как это предусматривалось решением сессии горсовета.

Хотел бы отметить, что решением сессии нам передали функции, которые не были свойственны нашему предприятию. «Водоканалу» передали внутридомовые сети, поскольку РЭпы не справлялись с обслуживанием этих сетей. Мы получили это хозяйство без дотаций, не имея средств на капитальный ремонт. Депутаты своим решением обязали «Водоканал» за счет своих ресурсов привлечь 6,6 млн. грн. на капитальный ремонт домов. Мы не обсуждали решение сессии, а выполнили его. В 2008 году средства «оторвали» от общего производства и за год отремонтировали коммуникации в подвалах 140 домов.

В 2009 году еще 3 млн. грн. собственных средств ушло на завершение капитального ремонта внутридомовых сетей. Помимо этого, у нас создана специальная служба, в которую входит 160 человек, по выполнению текущих ремонтов. Содержание этой службы нам обходится в 14 млн. грн. за год. Ни копейки денег не было прописано на эту часть деятельности.

Эти деньги должны были вкладываться в капитальный ремонт магистральных трубопроводов, в ремонт и переоборудование насосных станций и т.п.  Мы отвлекаем деньги на то, что решили депутаты. В этой связи возникает вопрос: если нас заставляют   заниматься внутридомовыми сетями, то давайте приведем в порядок законодательную базу. Потому что деньги на содержание внутридомовых сетей всегда закладывались в жилищных тарифах.  

Сегодня разногласие по формированию себестоимости по жилищным тарифам, по тарифам «Водоканала», которые предъявляются за воду и канализацию – такого нет нигде, ни в одном другом городе Украины.

А как расценивать последние факты, когда горсовет говорит, чтобы люди не платили по новым тарифам, а госадминистрация говорит, чтобы платили, иначе нам всем погибель?! Хотел бы видеть реакцию коллеги-руководителя, к примеру, из горгаза, если бы вдруг начали говорить: не платите за газ по новым тарифам, платите по тарифу 2007 года. Или разве можно представить нечто подобное в расчетах за электроэнергию?

В итоге уже нет речи о финансово-экономическом положении нашего предприятия. Мы поставлены на грань выживания, у нас фактически катастрофа. Мы не можем вовремя выплатить зарплату, не можем вовремя и в полном объеме рассчитаться с налогами. Не можем заплатить энергетикам и сидим в здании, в котором уже вторую неделю отключена электроэнергия.

В это же время наши должники получают коммунальные услуги, а мы парализованы: в головном офисе, где нет электричества, расположены две диспетчерские, центральная лаборатория качества питьевой воды. И все из-за того, что нам не платят. Долг на сегодняшний день нашему предприятию составляет 950 тыс. грн. от Министерства обороны Украины. Кстати, именно столько мы задолжали энергетикам, почему и сидим без электричества. Фирма «Консоль» должна «Водоканалу» 235 тыс. грн. В должниках числится ТЭЦ (535 тыс. грн.).

Мало того, что живем вне экономических законов, так еще добивают нас вот эти неплатежи. Противостояние между горсоветом и госадминистрацией также принесло свои негативные плоды, уровень проплаты услуг населением составляет 65,9%.

Хотел бы обратить внимание, что тарифы, которые действуют по приказу начальника штаба ГО города, они приняты на уровне себестоимости наших услуг в марте 2009 года. Мы имеем заключение Госинспекции по ценам, что тариф в 6 грн. 40 коп. включает затраты на себестоимость плюс НДС. Вот такая цена за тысячу литров воды и тысячу литров стока.

Между прочим, после этого приказа начальника штаба ГО уже четыре раза повышалась стоимость электроэнергии. Для нас это 500 тыс. грн. дополнительных расходов. По этому поводу я уже писал письма председателю горсовета, ответа нет.

Хочу сказать, что мы за те тарифы, которые согласованы двумя ветвями власти. Не должно быть никаких противостояний, надо садиться за стол и доказывать свою правоту. Не раз и не два, если надо – сто раз садиться и доказывать. Если есть какие-то замечания, сомнения – работать над их устранением. Мы должны прийти к консенсусу, выйти на такие тарифы, чтобы ни один руководитель коммунальных предприятий не попадал в такую ситуацию, в которой мы находимся.

- Виктор Сергеевич, на сессии горсовета созданы рабочие группы по проверке эффективности деятельности коммунальных предприятий. Как вы к этому относитесь?

- Мы не боимся никаких проверок. Наша производственная деятельность прозрачна и понятна. Нас проверяет контрольно-ревизионное управление, постоянно проверяет налоговая администрация, мы под постоянным контролем Главного управления ЖКХ СГГА. Подобная депутатская проверка была в 2007 году перед утверждением новых тарифов.

В 2008-2009 годы нас также проверяла группа депутатов, которую возглавлял Мануйленко Сергей Иванович. В докладе, с которым он выступил на сессии по окончании проверки, было сказано, что тарифы необходимо повышать. Очевидно, его не захотели услышать.
Поэтому очень бы хотелось понять, что хочет увидеть у нас депутатская проверка. Мы живем вне экономических законов. Наши тарифы не обоснованы экономически, никаких нет дотаций из бюджета, ни о какой рентабельности тоже речи нет. Что им еще хочется узнать? Увидеть наш крах? Пожалуйста, пусть приходят.

Если останутся тарифы на уровне 2007 года, убытки предприятия составят 57,8 млн. грн. Добавить сюда еще 14 млн. грн., что мы отвлекаем на содержание внутридомовых сетей – вот вам 72 млн. грн. убытка за год.

Вызывает недоумение вот еще что. Когда мы показываем планово-бюджетной депутатской комиссии вывод Госинспекции по ценам, то ставится под сомнение и этот документ. В таких случаях говорят: без комментариев. По логике депутатов, видимо, надо ставить под сомнение проверки и других контролирующих органов.

Словом, мы готовы к работе с депутатской группой, все выкладки покажем, ответим на все интересующие их вопросы.  

- Вы мониторите тарифы в других городах Украины?

- Конечно. Хочу сказать, что во всех регионах Украины ведется активная тарифная политика, только у нас объявлен мораторий, вроде бы как жизнь здесь замерла. Мы собрали информацию из 27 городов, население которых больше 100 тысяч. Севастополь находится среди них на 12 месте с тарифом 6 грн. 40 коп. Например, тариф на воду в Луганске – 6 грн. 66 коп., в Запорожье – 6 грн. 85 коп., в Северодонецке – 6,88 грн., в Бердянске – 7.03, в Мелитополе – 7.22 грн., Павлоград – 9.55 грн. Заметьте, что все эти тарифы приняты решением местных Советом, а не вынужденным приказом начальника штаба ГО. Перечисление можно продолжить, но хочу подчеркнуть, что тарифа в 3 грн., на котором настаивает горсовет, нет ни в одном городе Украины. Меньше нас тариф в Черновцах (6 грн.), в Херсоне (5,66 грн).  Примерно на таком уровне и в немногих других городах, где тариф ниже нашего.  

Недавно мы были на семинаре в Ивано-Франковской области, разговаривали с руководителями родственных предприятий, везде люди занимаются вопросами тарифной политики, экономическим развитием производства. И только у нас в Севастополе стоит вопрос о том, как выжить предприятию.

- Виктор Сергеевич, как отразились эти прошедшие два года моратория на выполнение программы технической модернизации?

- Мы ежегодно направляем часть денег на возобновление основных фондов. Ежегодно составляется производственная программа по ремонту зданий и оборудования. Многое из того, что у нас есть, уже отработало по три-четыре нормативных срока. То же и с трубопроводами, которые давно отслужили свой срок и требуют замены. Такая программа выполняется сейчас максимум на 60%. Мы вынуждены изымать деньги из этой программы на компенсацию за удорожание всех этих составляющих тарифа, о которых говорили выше.

Еще один важный момент. Принят закон о социальных стандартах, в соответствии с которым повышаются зарплата и пенсии. У нас появилась возможность на законном уровне повысить зарплату работникам, которые ежедневно находятся на линии, трудятся в очень сложных условиях. Мы приглашаем депутатов: придите и посмотрите, в каких условиях работают эти люди. Это и ремонт водопроводных сетей, содержание насосных станций гидроузлов, это и канализационные очистные сооружения, насосные канализационные станции и многое другое. «Водоканал» - это такой крупный водохозяйственный комплекс, который просто нуждается во внимании и заботе.

Мы не можем стать предприятием, которое социально обеспечивает граждан. Если мы становимся таким предприятием, тогда надо принять решение об отмене всех тарифов для населения. Тогда нам выделяют дотацию из бюджета, и мы спокойно работаем. Мы делали такое предложение, но на нас смотрят, как на инопланетян. Но ведь так жить тоже невозможно – не давать дотаций, агитировать против тарифов, мол, живите, как хотите, а мы посмотрим, что с вами будет.

- Что, вообще не было дотаций?

- Нет, нам были дотации, которые прописывались. В 2008 году дотации были на уровне 10 млн. грн. В 2009 году планировалось 6 млн. грн. дотаций, но выплатили 3,5 млн. грн.

- А сейчас сколько надо дотировать?

- Если не будет новых тарифов, то нужно 72 млн. грн. в этом году.

Макс Лозовой
Фотограф: Фото Василия Батанова
Источник: Новый Севастополь

Новости Статьи Интервью Фото Видео Редакция Реклама