НОВОСТИ

2 июня 2017

Юрий Смелянский: «В нашем городе если курорт состоялся, то всем хорошо, не состоялся - всем плохо»

15:3420.09.2008г.

Сравнения, аналогии, сопоставления не всегда бывают корректны. Скажем, сравнение Севастополя и Ялты, двух крымских городов. Один город все как бы еще «одет» во флотский мундир, а второй—давно прохаживается в белом костюме с тросточкой, или в шортах и летней майке. Но в последние годы более величественный и строгий, старший «по возрасту» город все больше старается если и не быть похожим  на младшего и меньшего, то чему-то научиться у него.

На вопросы «Нового Севастополя» отвечает исполняющий обязанности председателя Независимого Совета предпринимателей Большой Ялты Юрий Леонидович Смелянский. Кстати, севастополец не в первом поколении, выходец с Корабельной стороны.

—Когда и с какими целями создавалась ваша организация?

—Независимый союз предпринимателей Большой Ялты—это симбиоз нескольких общественных организаций, которые представляют разные предпринимательские структуры города.

Идея создать такую организацию родилась по итогам выборов 2006 года. Мы уже тогда, работая с одной из партий, продвигали как главную идею: важно наличие гражданского общества в лице территориальной громады, как записано в Конституции, которое фактически должно формировать депутатский корпус на местах.

Нас волнует, прежде всего, то, что происходит в нашем городе. Тем более, что Ялта, как и весь Крым—не безызвестные места, места достаточно высоко интересные и привлекательные. А чтобы таким и оставаться, наш город должен развиваться.

Исходя из того, что ориентир экономического развития припадает, фактически, на одну сферу бизнеса—курортный рынок и все с ним связанное, то основные игроки на этом рынке—это представители малого и среднего бизнеса. Классический санаторный сектор, вроде, и  объявил, что в рынке, но нормально войти в него до сих пор не может. Но это—тема отдельного разговора.

По завершении выборной кампании произошла консолидация в деятельности отдельных общественных организаций, и родился совет предпринимателей. Он просуществовал почти два года,  а затем, силами нашего органа местного самоуправления, был «разорван» на две части. Кто-то посчитал, что проще и спокойнее будет работать вместе с органом самоуправления. А мы решили, что компромиссы должны искать не те, кто, платя налоги, содержит избранных ими людей. Потому как коль мы наняли этих людей на работу, с целью развития данной территории, то они к нам должны прислушиваться. Так вот и образовался Независимый совет предпринимателей.

Основные направления нашей работы? Защита интересов предпринимателей. Хотя, сегодня слово «защита» зачастую воспринимается в контексте: предприниматель—мелкая проблема—сиюминутное решение. Мы, наверное, достаточно долго полемизировали, и все-таки пришли к тому выводу, что суть нашей работы должна состоять не в решении того или иного мелкого конфликта. Хотя и этим мы занимались и будем заниматься. Основная задача любого такого общественного образования, как наше—изменение самой системы принятия решений, влияющих на развитие, в данном случае—предпринимательских структур города.

—Что из наиболее весомого в активе вашей организации?

—Скажем так: не решили до конца вопрос, но «оттянули» момент ликвидации рынков. Ведь строятся сетевые супермакеты. Но при этом орган местного самоуправления, давая разрешение на строительство любого такого магазина, должен также думать, заботиться о том, а как это может повлиять на экономическую составляющую города, что с ним будет завтра?

Ведь если говорить о местном предпринимателе, то он платит налоги здесь, на месте, тогда как любая сеть, приходя в город, платит консолидированный налог по месту регистрации. Поэтому, любая торговая сеть, приходящая то ли в Ялту, то ли  в Севастополь, то ли в Симферополь, по большому счету, экономической пользы городу не приносит. При этом на сегодня в Ялте обеспеченность торговыми площадями, скажем, по продаже продовольственных товаров  превышена в 3,5 раза. Конкуренции  цен не происходит, уровень качества обслуживания тоже не повышается. То есть, это очередная торговая площадка для выкачивания денег из города. Ориентированная лишь на то, что будет хороший курортный сезон, и можно будет «поиметь» денег.

—Сколько на сегодня в Ялте предпринимателей, и какие в этом плане происходят тенденции?

—На сегодня в Ялте зарегистрировано порядка 5 тысяч субъектов предпринимательской деятельности. Нельзя сказать, что их количество резко сокращается. Баланс—кто-то приходит—кто-то уходит—держится уже года четыре.

—За счет чего?

—Как я уже говорил, за счет «отсрочки» вопроса гибели рынков. Хотя, это и неизбежно. К сожалению, город к этому все равно придет. В Ялте три центральных рынка—продовольственный (рынок коммунальной собственности), старый вещевой (собственность потребительской кооперации), и так называемый блошиный рынок  для малоимущих, потихоньку превратившийся еще и в рынок строительных материалов.

Но суть не в самих рынках, а в земле. В силу ограниченности земельного ресурса на ЮБК. А практически все рынки, кстати, расположены в центре города. Естественно, что крупные коммерческие структуры или просто частные лица имеют здесь большие интересы. Но перспектива для этих «кусков» земли, если они и перейдут в собственность, это очередные апартаменты. То, что убивает город, как курорт. Что убивает город, как город.

Недавно мы отметили 170-ю годовщину Ялты. Начиналась она как дачный поселок. Так вот, строительство апартаментов возвращает его в состояние 170-летней давности.

В Ялте любой бизнес—будь-то торговля, транспортные услуги, или какие-либо другие, они непосредственно связаны с обслуживанием курортников. У нас весь бизнес ориентирован лишь на один рынок—на курорт. Если курорт состоялся, то все хорошо. Если не состоялся—всем плохо.

—В текущем году курорт состоялся?

—Нет. Причем, как минимум пять последних лет можно оценивать ситуацию в том плане, что постоянно снижается поток иностранных туристов. А ведь прежде всего их, туристов с дальнего зарубежья, ждут те, кто занимается реализацией курортных услуг. Но в силу многих факторов, сложившихся на рынке, сегодня крымский рынок, и ялтинский в том числе, в основном по качеству, по спектру предлагаемых услуг ориентирован на российского туриста. При этом структура российских отдыхающих тоже меняется.

Российский турист, благосостояние государства которого постоянно растет, он уже искушен. Русских туристов в мире уже считают щедрыми туристами. Поэтому они уже тоже начинают быть более требовательными.

Это одна сторона. А другая сторона состоит в том, что итоги опроса общественного мнения в России в текущем году, к сожалению, показали, что многие россияне Украину уже считают на третьем месте среди недружественных России государств. А к недругам не ездят отдыхать.
Правда, был «рывок» в 2007 году. Но это был не показательный год, поскольку тогда юг Европы был охвачен пожарами и наводнениями, в Северной Африке и Турции происходили теракты. Именно это тогда немного изменило туристический поток. Но все это закончилось. И если в предыдущие годы в среднем на 20% снижался турпоток иностранных туристов, то в 2008, по предварительным показателям, это снижение составляет уже 30%.

—Поехало ли к вам в этом году больше украинцев?

—Пожалуй, больше, но настораживает тот факт, что, скажем, в Алуште появились отдыхающие, которые приобрели путевки в счет неполученной зарплаты. То есть, это что-то из организации отдыха середины 90-х годов. Но самое печальное, что это достаточно озлобленные (не по своей натуре) люди. Может, они и вовсе не планировали себе этот отдых, но деваться было некуда. Но ведь чтобы полноценно отдохнуть, надо потратить деньги. А их просто нет.

— Политики Севастополя, не важно, начало ли это летнего сезона, или его разгар, дерутся между собой, бьют что называется наотмашь, создавая огромное эхо чуть ли не на всю Европу. То есть, успех туристического сезона их, причем из года в год, мало волнует. Говорят, в Ялте, представительский орган которого также имеет широкий спектр политических сил, все по-другому. Так ли это?

—Как коренной севастополец, я, все-таки, хочу начать с Севастополя. Ваш город просто еще не стал  до конца курортным. В сознании севастопольцев, наверное, еще «сидит», что их город—мощный в индустриальном плане, что это—база флота. В Ялте же все прекрасно понимают, что ничего другого, кроме как курортного бизнеса, здесь нет. Здесь нет хоть какого-то завода, где можно было бы заработать хоть какую-то зарплату. Поэтому, у нас, несмотря на различные политические пристрастия, все прекрасно понимают: не будет успешного летнего сезона—тяжело будет осенью и зимой. Ведь у нас рамки сезона сдвинуты ну максимум до полутора месяцев.

—Есть что-то амбициозное в планах вашей организации?

—Достичь программных целей. А если говорить более конкретно—все-таки построить в городе нормальное, разумное гражданское общество, которое в первую очередь ставило бы перед собой задачу быть ответственным за процессы, происходящие в городе. Тогда будет легче и предпринимателям, и органу самоуправления, и всем жителям Большой Ялты.

Вопросы задавал Олег Леонтиевский,
специально для «Нового Севастополя»
Фото автора

Источник: Новый Севастополь

Новости Статьи Интервью Фото Видео Редакция Реклама