Бизнес-омбудсмен Борис Титов в недавно опубликованном ролике предлагает всем желающим принять участие в муниципальных выборах Москвы от своей Партии роста. Борис Юрьевич обещает научить «как быть депутатом». Мы же обратим свой взор на Севастополь, где относительно недавно также прошли выборы в муниципальные советы и разберемся, каково там быть Титовым, причем здесь виноград и чему эти выборы научили севастопольцев.
Первое, что поняли «ростовщики» после провала на сентябрьских выборах в Госдуму от Севастополя – «соваться» сюда всерьез и на муниципальные не стоит. Кандидат от партии Олег Николаев всячески сторонился Партии роста, его конкуренты весьма лениво напоминали слова однопартийца Ирины Хакамады о «контрибуциях за Крым» – и для антикампании этого оказалось вполне достаточно. Уже на муниципальные пошло несколько «статистов» – их фамилии теперь и вспомнить сложно, никто не прошел.
Тем не менее, несмотря на ряд провалов Николаева, у собственника завода шампанских вин «Абрау-Дюрсо» Бориса Титова в Севастополе остался все тот же интерес – виноградники и развитие виноделия, поэтому проводник его воли Олег Николаев и продолжил этот путь.
Авторское виноделие по версии 2016 – взять все и поделить!
Подняв «на флаг» концепцию «авторского виноделия», Олег Николаев на какое-то время смог заручиться поддержкой вновь назначенного тогда и.о. губернатора Севастополя Дмитрия Овсянникова: в августе они посетили «хозяйство Павла Швеца» и, как сообщала пресса, «Овсянников поддержал авторское виноделие в Севастополе».
Примерно в это же время в прессе всплыла информация о неком тайном соглашении между Борисом Титовым, московским сомелье Павлом Швецом и Олегом Николаевым. Речь, якобы, шла о «перераспределении» плодоносных земель, каждому участнику соглашения отводилась своя роль – винодел Павел Швец должен был спонсировать избирательную кампанию Николаева, Титов – обеспечить лобби на федеральном уровне, а Николаев – взять на себя информационную работу. «Перераспределять собирались земельные ресурсы совхозов-заводов «Качинский» и имени Полины Осипенко, АО «Артвин», а также же ООО «Золотая балка» общей площадью 10 тысяч гектаров», - писали в местных СМИ, напоминая это больше половины всей земли Севастополя, пригодной для виноградарства.
Точного подтверждения этой истории так и не появилось, документ пропал из сети, однако если это и миф – то его стоило придумать, ибо реальность и действия фигурантов полностью отвечают изложенной концепции.
Так, вскоре после «обозначения» союза Николаева и Овсянникова, правительство Севастополя начинает «кошмарить» предприятия этой отрасли: серьезно «наезжает» на упомянутый «Артвин», блокирует его работу.
Совхоз «Качинский Плюс» получает штраф в 2,6 млн рублей за сорняки на земле, полученной три месяца назад, а председатель постоянного Комитета по экономике Законодательного собрания Татьяна Лобач отмечает, что Департамент сельского хозяйства в 2 раза превысил план надзорных мероприятий в сфере сельского хозяйства.
На этом фоне идеи Николаева о том, что у виноделов «будет интерес» только при оформлении земли в собственность, находят живейшую поддержку и.о. губернатора. Заходит даже речь о неких «недобросовестных арендаторах», у которых нужно «изымать землю» – что-то вроде «взять все – и поделить!»
Сам же Николаев не скрывает своего права собственности на прибрежные земли в Балаклаве – их он выкупил якобы затем, чтоб «сберечь от непорядочных застройщиков». Не рассказывая, правда, подробностей приобретения: земля была куплена еще в украинский период, когда применялась схема выкупа паев.
В презентованную правительством Стратегию развития Севастополя до 2030 года был включен агропроект «Терруар Севастополя» – он предполагает, в частности, изъятие у крупных винодельческих предприятий региона небольшой части земельного фонда для развития элитного виноделия мелкими товаропроизводителями.
А буквально на днях Николаев провел «тестовое» открытие винного заведения на проспекте Нахимова (и это после невыплаты заработных плат работникам недавно закрытых ресторанов, один из которых «захватили»).
Однако на данный момент все эти планы не привели к сколь-нибудь значимому результату: под давлением общественности «Терруар Севастополя» был признан проектом, лоббирующим частный интерес, а Николаев и Овсянников и вовсе устроили публичную ссору в социальных сетях, говорить об эффективности этого союза уже вряд ли возможно.
Комелов решает
Другая фигура, которую вполне официально лоббирует Борис Титов – профессиональный севастопольский общественник Иван Комелов.
Депутат Заксобрания Татьяна Лобач на минувшей неделе отметила: в письме из аппарата бизнес-омбудсмена РФ Бориса Титова указано, что на должность бизнес-омбудсмена Севастополя согласовывается кандидатура Ивана Комелова. «В ответе не содержится информация о том, почему не согласовываются иные кандидатуры, почему согласовывается именно Комелов. Поэтому вопрос назначения городского бизнес-омбудсмена исключен из повестки дня заседания Законодательного собрания Севастополя, назначенного на 14 марта», – заявила Лобач.
Аналогично высказался и секретарь севастопольской «Единой России», депутат Заксобрания Борис Колесников. «Я удивлен этой информацией в связи с тем, что другие кандидаты на должность уполномоченного по правам предпринимателей Севастополя получили значительно большее количество поддерживающих голосов. На сессии Заксобрания Севастополя (при утверждении бизнес-омбудсмена) будем задавать вопросы, каким образом посылались документы (на Комелова Титову), как происходило несогласование остальных кандидатур. Будем выяснять и разбираться», – сказал Колесников.
По мнению Лобач, на этой роли севастопольские предприниматели охотнее видят другого человека, и по оценкам ее комитета на эту роль больше подходит Константин Андриевский, имеющий «юридическое образование, опыт, необходимые качества и знания, авторитет».
Это неудивительно: среди предпринимателей Комелов имеет стойкий авторитет «решалы», а в городском политикуме всем прекрасно известно о спайке Николаев-Комелов. Известен даже ежемесячный гонорар, который якобы выплачивает ресторатор общественнику.
Комелов имеет специфический опыт общения с бизнесом: вначале создает ему проблемы, а затем их и решает. Так, севастопольские девелоперы отлично знакомы с его «управляемыми» протестами: в случае определенного «взноса» Комелов «успокаивался».
Ну а под предлогом восстановления исторического облика Севастополя боролся с «шалманами».
Очевидно, что такую «торпеду» крайне выгодно использовать в логике мифического (или не слишком?) пакта Титов-Николаев-Швец, ведь тогда запросто можно защитить кого следует или же организовать проблемы конкурентам.
Зелен виноград
Именно этой присказкой точнее всего можно описать итоговую риторику Николаева сотоварищи: малограмотный Севастополь «покупают» показным патриотизмом вместо развития «реальных» секторов – элитного виноделия, яхт-клубов Балаклавы, курортного комплекса «Балаклава-Грин».
Это и стало одной из причин, по который Севастополь рискнул проектом парка «Патриот» – и по сей день неизвестно, где его построят, поскольку на земли у горы Гасфорта претендует Балаклавское рудоуправление.
«При безусловной поддержке населением идеи создания парка усилиями оппонентов на основе надуманных препятствий формируется мнение о невозможности строительства объекта на участке у горы Гасфорта, а публичные слушания превращаются в площадку для выяснения политических позиций», – сказал в своем письме командующий ЧФ Александр Витко.
И вовсе не удивительно, что мнение частного бизнеса и горожан так разнится: подконтрольный Николаеву информационный ресурс настойчиво вещает о «кондовости» севастопольцев, неприятия всего креативного, модного и… хипстерского что ли.
«Чтобы наш город превратился из деиндустриализованной Каперны с великим прошлым в город, создающий конкурентоспособный продукт – промышленный, сельскохозяйственный (то же виноделие), культурный. Чтобы в городе появилось качество мирового уровня. Потому что именно качества здесь всем нам очень не хватает», – «ненавязчиво» вплетает он виноделие в «обучающие» тексты.
В личном Facebook Николаев предпочитает делиться новостям «глобализационного» характера: «цифрового» мира без границ, «новой» экономике и мировых финансах.
«Уже сегодня мы начинаем рабочий день в Севастополе а продолжаем в Москве, Питере или Вене. Мир меняется...» – пишет он.
Неудивительно, что бизнесменам, границами для которых служат лишь номера счетов, патриотизм кажется порождением «совка», а люди с традиционным укладом – «неподходящими» для их грандиозных планов.
Вернувшись к ролику уполномоченного по правам предпринимателей, в котором он обещает научить «всех желающих», можно испытать легкое недоумение от «необученности» собственных представителей в Севастополе, попытки которых изменить сложившийся уклад жизни города встречают сопротивление на всех уровнях: от волеизъявления горожан, до блокирования сомнительных инициатив власти.