НОВОСТИ

2 июня 2017

СБУ пыталась депортировать соратника Ангелы Меркель

11:2428.06.2010г.

Внешнему имиджу Украины нанесен очередной удар: теперь в глазах движущей силы Евросоюза - Германии.

В субботу в аэропорту "Борисполь" пограничники по указанию СБУ вручили постановление о недопуске на территорию Украины руководителю представительства Фонда Конрада Аденауэра в Украине Нико Ланге.

Наконец Ланге таки разрешили въезд в Украину - после десятичасового пребывания в транзитной зоне в помещении среди объявленных к депортации иностранцев. Пограничники назвали инцидент недоразумением. Однако это пятно еще долго будет отражаться на официальных украино-германских отношениях.

Ведь Фонд Конрада Аденауэра - это международная демократическая организация, основанная Христианско-демократическим союзом - правящей политической партией Германии, которую возглавляет канцлер Ангела Меркель.

Скандал с Нико Ланге произошел на фоне подготовки визита Виктора Януковича в Германию, где в августе планируется его встреча с канцлером Меркель.

Очевидно, что этот конфликт будут обсуждать не только в Берлине, но и в Брюсселе, от которого новая украинская власть пытается получить дорожную карту безвизового режима.

Сам Ланге до инцидента три с половиной года проработал в Украине руководителем представительства фонда Аденауэра.

Фонд действует в Украине еще с 1994 года. Он поддерживает демократические политические партии Украины и их молодежные организации. Такую деятельность Фонд ведет на протяжении 16 лет и без всяких проблем пережил президентство Леонида Кучмы, которого критиковал за недемократические шаги.

Общий бюджет всего фонда составляет около 100 миллионов евро ежегодно.

Ирония судьбы в том, что ранее Партия регионов пыталась наладить хорошие отношения с Фондом Аденауэра.

Еще в марте 2008 года тогдашний депутат, а ныне вице-премьер Борис Колесников заявлял о намерении партии активно сотрудничать с Фондом и с ХДС.

А накануне последних президентских выборов, в конце 2009 года, именно Фонд организовал визит тогдашних депутатов, а ныне высокопоставленных лиц, в Германию: Бориса Колесникова, Андрея Клюева, Ирину Акимову. Они ездили в Берлин по приглашению той же ХДС, а Нико Ланге лично сопровождал "регионалов".

Интересно, что попытка СБУ запретить въезд Нико Ланге в Украину состоялась почти одновременно со снятием ограничений на приезд одиозным депутату Госдумы Константину Затулину и мэру Москвы Юрию Лужкову.

Украине будет сложно объяснить Европе, почему она выбирает российский сценарий развития - так же Москва в 2007 году вела войну с английским институтом British Council. Основанием для закрытия отделений было то, что они действовали без надлежащего юридического оформления.

Это второй громкий случай в истории украинской независимости, когда в страну не пускают человека с Запада по политическим мотивам.

Первым был американец Джед Санден - издатель англоязычного еженедельника "Kyiv Post". В начале 2000-го он был задержан в аэропорту "Борисполь" и даже объявлен персоной нон-грата.

Действия тогдашнего главы СБУ Леонида Деркача подпортили имидж Украины в глазах американского госсекретаря Мадлен Олбрайт, которая вскоре должна была приехать в Киев. Тогда конфликт развязали за день.

С чем связан нынешний инцидент, СБУ не говорит.

Представитель спецслужбы Марина Остапенко в течение двух дней не ответила ни на один телефонный звонок. Не стал комментировать ситуацию и глава спецслужбы Валерий Хорошковский, к которому обратилась "Украинская правда".

Показательным является тот факт, что в начале июня в своем интервью Ланге критически оценил действия команды Виктора Януковича и изменения в Украине, которые состоялись после его прихода. Тогда же он также составил доклад о первых 100 дней Януковича от имени Фонда Аденауэра.

Характеристики Ланге в адрес новой власти могли спровоцировать недовольство официальных лиц Киева:

"В течение первых недель после победы Виктора Януковича небольшой группе лиц, близкой к президенту и премьеру Николаю Азарову, очень быстро удалось захватить контроль над страной. Парламент при этом играет второстепенную роль. Оппозиция и свободные средства информации находятся под значительным давлением

Лишь за несколько недель произошел ощутимый откат к старым авторитарным шаблонам времен Кучмы. Суды и государственные органы открыто принимают решение в соответствии с политикой новой власти. Генеральная прокуратура позволяет использовать себя для дискредитации оппозиции".

В конце своей статьи Ланге призывает Германию и Евросоюз "отказаться от ожидающего подхода по отношению к Украине" и перейти к более активным действиям, учитывая сворачивание демократии.

Нико Ланге в интервью "Украинской правде", которое он дал после освобождения из "бориспольского плена", прямо намекает, что именно эти характеристики стали причиной его проблем с украинскими властями.

- Господин Ланге, наконец, вам удалось остаться в Украине. Как это объяснили?

- Да, я в Украине. Меня отпустили ночью - после того, как послы Германии и Бельгии интенсивно общались с властями. Официально это назвали недоразумением.

- В котором часу вас отпустили?

- Где-то в час ночи, после десяти часов, проведенных мной в аэропорту "Борисполь".

- Чем пограничники аргументировали ваш недопуск на территорию Украины?

- На границе мне абсолютно ничего не объяснили. В процессе решения проблемы стало ясно, что были вопросы о работе Фонда Конрада Аденауэра и соответствие его законодательству Украины. Я подчеркивал, что Фонд работает исключительно в рамках украинского законодательства.

- Как проходило задержание?

- Задерживали пограничники. После этого меня вызвали в соседнюю комнату и там мне зачитали постановление о том, что меня нельзя пускать в страну, и соответственно нужно отправить обратно.

Я хотел узнать, кто и почему дал такое указание. Но никакой информации мне не давали. Я сразу позвонил немецком послу. После этого меня отвели в комнату для нелегальных мигрантов, где они ожидают депортации. Там я прождал в течение десяти часов.

- Когда вас собирались отправить обратно?

- Самолет был в шесть часов утра.

- Разрешалось ли вам оставлять комнату? Давали вам воду и пищу?

- Я должен был сидеть в этой комнате. Меня только выпускали, чтобы я мог пойти купить что-то попить.

- Что вы делали в течение этих часов?

- У меня был телефон с собой. Я общался и с Берлином, и с Брюсселем, и с руководством Фонда, и с посольством Германии, чтобы решить вопрос. Немецкое представительство работало с украинскими институтами. Потом ночью посольству Германии удалось решить вопрос.

- Кто вам сообщил, что вы свободны?

- Меня отпустил руководитель пограничной службы аэропорта "Борисполь". Он сказал, что постановление снято, и что я могу сейчас выходить. Было очевидно, что сами пограничники ничего не знают. Они не знали, кто я. Они просто получили указание.

- Как вы думаете, что могло вызвать такие действия украинской стороны?

- Могу только сказать, что у меня есть объяснение для себя. Но официально это было названо "недоразумением".

- Связываете вы эту ситуацию с вашими критическими комментариями в адрес нынешней власти?

- Я не могу ответить на этот вопрос. Попробуйте ответить сами, если это связано с моей работой и работой Фонда Конрада Аденауэра ...

Решение принимало СБУ, насколько я понимаю, после того как стало ясно, что это недоразумение и что Фонд всегда работает в рамках украинского законодательства.

- Откуда вы прилетели и как долго до этого не были в Киеве?

- Я был в служебной командировке. Я покинул Украину в понедельник и вот только в субботу вернулся.

До этого неделю назад я тоже был в служебной командировке. Тогда я спокойно уехал и прилетел. Вы знаете, что я постоянно пересекаю границу, потому что я уже три с половиной года работаю здесь, но во въезде мне отказывали впервые.

- В следующий раз, когда вы будете пересекать границу, будете ли вы к этому готовиться?

- Я надеюсь, что проблема сейчас решена, и больше таких проблем не будет.

- Принимает ли участие ваш фонд в подготовке визита президента Януковича в Германию?

- Немецкий канцлер входит в руководящий состав Фонда Конрада Аденауэра. Мы с депутатами и другими людьми из офиса канцлера участвуем в подготовке визита. Этим, конечно, занимается МИД и офис канцлера. Но все равно мы как политический фонд, близкий к партии ХДС, все равно принимаем участие

Оксана Коваленко
Источник: Украинская правда

Новости Статьи Интервью Фото Видео Редакция Реклама