За три года в России Севастополь так и не смог однозначно определить приоритеты своего развития: то ли как база ЧФ, то ли как туристический анклав. И в отсутствие четкого плана «позывы» к демилитаризации города федерального значения при туристическом недоразвитии требуют особых пояснений.
Чалый против «Патриотов»
«Исполняющий обязанности губернатора Дмитрий Овсянников явно плывет по течению, считая, что течение задают Чалый и его друзья. Такая позиция абсолютно не красит власти города, и отказ от строительства парка «Патриот» вкупе с презентацией проекта «Балаклава-Грин – просто скандал!», – заявил депутат Государственной Думы РФ Константин Затулин.
Речь идет об «отложенном» строительстве филиала парка патриотического воспитания «Патриот», который планировали строить на землях у горы Гасфорта. В прессе уже не раз освещались причины: экс-спикер Заксобрания Алексей Чалый лоббирует развитие курортного комплекса «Балаклава-грин», который планировал строить депутат Верховной Рады, миллиардер Вадим Новинский как раз на этой территории. И от этих планов Чалый явно не собирается отказываться: в минувшем году он высказывал опасения насчет строительства электростанции в Балаклаве, которая «поставит крест» на проекте поселка. Несложно заметить, что земли в районе горы Гасфорта включены в проект курорта.
В отличие от упомянутой электростанции, «Патриот» не просто «ставит крест», а хоронит заживо бизнес-замысел Алексея Чалого. Очевидно, Овсянников потакает этим бизнес-интересам, что и отметил в своем комментарии депутат Госдумы.
Парк теперь, возможно, построят в Керчи, зато точно понятно, что Севастополь уже упустил этот проект, и комплексное военно-патриотическое развитие молодежи городу уже не светит.
Как ты лодку назовешь
Генплан Севастополя на сегодняшний день несет в себе массу препятствий и неопределенностей – и это оказывается другой причиной коллапса в развитии Севастополя.
Около 80 процентов площади города занимают достопримечательности исторического Херсонеса. Строительство в так называемых «местах, имеющих признаки культурного наследия» запрещено; ограничивается и этажность, поскольку слишком высокое здание может закрыть собой вид, который возможно классифицировать, как имеющий некую ценность.
В то же время Генеральный план Севастополя на отвечает однозначно на вопросы, имеет ли данное место такие признаки или нет, он лишь говорит, что такое возможно. Ограничения на этажность, и вообще, на строительство, создают искусственный дефицит жилья, который выливается в высокую стоимость квадратных метров.
За три года власти Севастополя так и не приняли подробные проекты планировки территорий или градостроительные планы земельных участков – Генплан сегодня представляет собой грубую «нарезку» на некие зоны.
Это приводит к тому, что застройщики вынуждены брать на себя часть этой работы, что отражается на стоимости квартир и выливается в коррупционные схемы, которые также приводит к удорожанию жилья.
Высокая арендная плата за проживание – едва ли хороший способ привлекать туристов.
Элитность и терруарность
Концепцию развития Севастополя, как Мекки элитного виноделия РФ, в конце лета поддержал и.о. губернатора Севастополя Дмитрий Овсянников и даже собирался содействовать в поисках земли.
Однако ничем конкретным эти порывы не завершились: в Севастополе «орудует» целое лобби винодельческой отрасли, в то же время никаких подвижек не случилось и в этом направлении, за исключением громких заявлений и презентации новых заведений винной направленности.
Хотя начало процесса казалось весьма многообещающим: правительство, словно во исполнение планов о раздаче земель, начало массированный «пресс» винодельческих предприятий, что даже вызвало протесты рабочих коллективов.
Другое направление, также с «налетом» элитности – развитие яхтенного туризма. Так, краснодарский ресторатор Олег Николаев, который на минувших выборах не прошел в Госдуму от Севастополя, ратует за упрощение правил хождения маломерных судов.
По его мнению, проблема заключается в том, что суда должны прибывать в порт в четко назначенное время, а пришвартоваться невозможно, если капитан за свой счет не организует доставку отряда пограничников и таможенников.
Что ж, когда-то Севастополь был вовсе закрытым городом, тогда никому не пришло бы и в голову обсуждать не то что неудобства для иностранных яхт, а само наличие зарубежных судов в бухтах, где стоят «Калибры».
Именно неспособность Севастополя определить вектор – база ЧФ или туристический анклав с кормушкой для бизнеса и рождает эту неопреленность.
Игры в разоружение
Демилитаризация Севастополя – направление не новое. Именно это и происходило с городом более двух десятилетий в составе «суверенной» и «независимой». Глядя на Украину сегодня, каждый поймет, в чем был смысл ее политики по отношению к Севастополю.
И если развал Советского Союза стал возможен благодаря предательству элит, которые получили доступ к активам и ресурсам, то сегодняшняя «демилитаризация» Севастополя имеет приблизительно ту же основу: тем, кто принимает решения, куда интереснее заработать, чем соблюдать стратегические интересы государства в ущерб своим возможностям наживы.
Севастопольские общественники, впрочем, и вовсе рубят «с плеча». «Мы знаем, что Севастополь был всегда объектом разведустремлений иностранных спецслужб. В Севастополе есть сила, деятельность которой подыгрывает иностранным спецслужбам. Я имел в виду группу Чалого – Заксобрание», – отметил представитель «Трудовой Партии» России Сергей Балабанов.
Что ж, возможно, «теория Большого Заговора» – это и в самом деле слишком, однако нельзя отрицать, что любому бизнесмену «своя рубаха ближе к телу», и если сегодня чаловская «Таврида-Электрик» успешно работает по всему миру, несмотря на санкции, то становится очевидно, что у Севастополя все же есть «необъявленный» вектор развития в интересах частного бизнеса.
Собственно, и это не новость: в конце февраля инициативная группа «Наш Севастополь» прямо заявила о «лоббировании интересов конкретных представителей власти и бизнеса» в недавно предложенной стратегии развития города.
Вполне логично, что такое направление не принесет общественной пользы, и сегодняшний коллапс развития имеет корни именно в этих частных интересах.