07:1616.04.2009г.
Татарские активисты предлагают объявить татарский язык вторым государственным языком в России в дополнение к русскому. Всемирный форум татарской молодежи при Всемирном конгрессе татар начал сбор подписей под обращением к Госдуме с просьбой принять закон о придании официального статуса татарскому языку.
Татарский язык пользуется статусом государственного языка в Республике Татарстан наряду с русским. Он имеет множество общих черт с другими тюркскими языками: турецким, узбекским, азербайджанским и прочими. Татарские активисты не скрывают, что их идея вряд ли найдет поддержку федерального центра, но, по их мнению, она привлечет внимание к языковым проблемам этнических татар, чьи имена часто записываются по-русски с искажениями.
По данным переписи 2002 года этническими татарами назвалось 5,56 млн. жителей России, или 4% населения, что делает татар второй по численности этнической группой после русских. В том же году был принят закон, согласно которому письменность всех государственных языков Российской Федерации и ее отдельных субъектов должна основываться на кириллице, так же, как в русском языке. Татарский язык несколько раз переводили то на латинскую графику, то на кириллическую (с добавлением нескольких дополнительных букв).
В 1990-е годы руководство Татарстана выступало за возвращение к латинице, по примеру Турции и многих тюркоязычных постсоветских республик, но в 2004 году конституционный суд России поставил, что республика не имеет права самостоятельно менять алфавит.
Татарские активисты считают, что статус государственного языка защитит татарскую культуру и язык от ассимиляции, и приводят примеры таких стран, как Финляндия, где шведы составляют всего 6% населения, но шведский язык приравнен по статусу к финскому.
"Если вести речь о подлинном уважении к народам, которые проживают на территории России, - а почему бы нет?" - спросил в интервью Русской службе Би-би-си зампред исполкома Всемирного конгресса татар Дамир Гисметдинов. Но он отметил, что не верит в успех предложения об уравнивании татарского языка с русским.
"Реально если смотреть, то в федеральном центре посмотрят на эту инициативу несколько иначе", - сказал Гисметдинов.
"Наши инициативы заканчивались ничем, потому что никакой реакции мы не слышали и не видели", - согласился глава татарской общественной организации "Ватан" Мохаммад Миначев, который сам в прошлом требовал официального статуса для татарского языка.
Миначев считает, что если татарский язык станет государственным, то россиянам или даже чиновникам необязательно придется садиться за татарский букварь. Но, по крайней мере, бегло ознакомиться с ним российским чиновникам будет полезно: они найдут в нем шесть незнакомых для себя букв, говорит активист.
"Чтобы наши чиновники в загсах и других местах могли правильно, без искажений писать наши имена и фамилии!" - сказал Миначев в интервью Би-би-си, отметив, что и в его имени есть буквы, которые в русском языке не используются, и чиновники заменяют их на другие, причем бессистемно.