15:5924.11.2013г.
Вообще советские комедии, по-моему, мнению, должны были высмеивать прогульщиков и нарушителей трудовой дисциплины, пьяниц, дебоширов, тунеядцев, расхитителей социалистической собственности, бюрократов или частников-едоноличников одним словом непутевых сыновей нашей советской Родины. Так как они не были идеологическими врагами советской власти, а всего на всего аполитичные пролетарии, которых еще можно и нужно перевоспитать. Например, в фильме «Операция Ы, и другие приключения Шурика», интеллигентного вида студент-очкарик Шурик перевоспитывает, и далеко не самым комсомольским методом пролетарского происхождения амбала-хулигана. В этом же фильме Шурик выводит на чистую воду директора оптовой базы товарища Петухова, который что бы списать убытки, полученные в результате воровства, решает инсценировать кражу. И троицу тунеядцев-предпринимателей, которые готовы ввязаться в сомнительные аферы, лишь бы хорошо заработать, не пролив при этом ни капли пролетарского пота. Герой фильма «Афоня» пролетарий Борщев, тоже ведет аморальный образ жизни, порочащий трудового человека – гегемона революции. Исполняя почетные обязанности слесаря ЖЕКа, этот Борщев обирает жильцов, и на не трудовые доходы любит хорошенько погулять в обществе не очень хороших женщин. Так продолжалось до тех пор, пока хорошая девушка - комсомолка Катя не взяла над непутевым Афоней «шефство». В фильме «Иван Васильевич меняет профессию» был момент, когда Шурик побежал в магазин за транзистором, но в магазине его не было, зато у спекулянта, «работавшего» под магазином было все. Советский зритель смеется понимающе, ведь каждый сталкивается с пустотой советских государственных магазинов. И каждый знает, что дефицитный товар можно купить только у частника. А частник это уже почти капиталист, чуждый трудовому народу элемент.
Вообще тема советских магазинов в кино это отдельная тема. Больше всего острой иронии по поводу советского строя в комедиях Э.Рязанова. Например, герой фильма «Служебный роман» Новосельцев сетует, что живет на зарплату, то есть от получки до получки. Печально. А для одного из главных героев фильма «Бриллиантовая рука» пожелание типа: «Что бы ты жил на одну зарплату» звучит как приговор реввоентрибунала. В том же «Служебном романе» показан и другой тип советского человека. Это Самохвалов, успешный чиновник, прибывший из-за заграничной командировки, из Швейцарии. У него хорошая квартира, престижный дорогой автомобиль, импортные вещи. Но самое главное он был «ТАМ» и коллеги по работе учтиво заискивают перед ним. Угощая с барского плеча Новосельцева сигаретами «Мальборо», Самохвалов делает устами Рязанова антирекламу советскому производителю сигарет, намекая, что импортные лучше. Рязанов, конечно же, изобразил Самохвалова отрицательным героем, но для миллиона советских женщин это был образец достойного и обеспеченного мужчины. В фильме «Гараж», герой И.Костолевского который сыграл сына влиятельного партийного функционера, товарища Милосердова хвастается перед сотрудниками НИИ кожаным пиджачком, купленным в Сингапуре. Сами сотрудники НИИ готовы друг другу горло перегрызть из-за кооперативного гаража. И так далее. Теперь ясно одно, что советские комедии высмеивали все «прелести» и «завоевания» социализма, невзирая на цензуру. Наверное, сама цензура уже устала от пустых магазинов, дефицитов, очередей и вечной веры в светлое будущее.
Андрей Гринчук