11:4228.07.2016г.
Правовой режим археологических находок в настоящее время недостаточно проработан законодательством. Одним из проблемных вопросов является регулирование права собственности на клады, найденные на борту затонувших судов. В данном случае необходимо учитывать огромное множество факторов, начиная от ратификации государством определенного международного правового акта и заканчивая перечнем отдельных вещей, входящих в состав клада. Разбираться в данном вопросе нам помог адвокат Андрей Комиссаров, руководитель коллегии адвокатов "Комиссаров и партнеры".
Одним из первых актов, которым мировое сообщество попыталось урегулировать вопрос правового режима всех ценностей, находящихся под водой, являлется Рекомендация № 848 "О культурном наследии, находящемся под водой" 1978 г.
В данном документе содержался минимум рекомендаций, который должен был быть включен во внутригосударственное законодательство:
– недопустимо применение к ценностям, находящимся под водой, норм о культурных ценностях наземного происхождения;
– обязательной охране должны подвергаться объекты, находившиеся на дне свыше 100 лет;
– за обнаружение каких-либо ценностей под водой вне зависимости от их стоимости нашедшему должно быть выплачено вознаграждение.
Однако основной вопрос о том, кому же все-таки принадлежит найденный в подводных глубинах клад, остался открытым. Из Рекомендации №848 можно сделать определенный вывод только о том, что нашедший сокровище не имеет на него каких-либо прав и может рассчитывать лишь на скромное вознаграждение. Также без правового решения осталась ситуация относительно кладов, которые пролежали на дне меньше обозначенных в документе 100 лет, - говорит адвокат Комиссаров.
Следующий акт, призванный урегулировать правовую неопределенность - Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.
Одним из главных достижений документа является закрепление различных видов морских территорий:
• внутренние воды;
• территориальные воды;
• архипелажные воды;
• прилегающая зона;
• район международного дна.
Именно от того, в каком именно районе морского дна найдены сокровища, зависит их правовой режим.
Еще одним международным актом, регулирующим правовой режим подводной археологии, является Конвенция об охране подводного культурного наследия. Под термином "подводное культурное наследие" в данном документе понимаются следы человеческого существования, представляющие культурную, археологическую или историческую ценность и находящиеся частично или полностью под водой не менее 100 лет.
В Конвенции закреплено, что сохранение культурного наследия, находящегося под водой, является более приоритетным направлением по сравнению с любой другой деятельностью, оказывающей на него воздействие. Любые объекты культурного наследия, которые будут обнаружены под водой, должны быть законсервированы.
Однако, не смотря на важность всех рассмотренных положений относительно культурных ценностей, международные акты не дают однозначного ответа на вопрос права собственности на найденные под водой ценности. Обычно вопрос права собственности решается в рамках внутреннего законодательства, - пояснил адвокат.
На морские пространства, которые входят в пределы государственной территории, распространяются законы прибрежного государства относительно охраны культурных ценностей.
В большинстве стран Европы внутренним законодательством установлено, что правом собственности на груз, который находился на судне, обладает владелец затонувшего корабля. При этом его права не ограничены во времени.
Если владельца судна не удалось установить, то все ценности считаются принадлежащими прибрежному государству.
Однако некоторые страны отходят от этих правил. Так, например, в Великобритании действует Акт об охране затонувших судов от 1973 года. В соответствии с ним любые останки кораблекрушений, которые были обнаружены в территориальных водах, являются неприкосновенными.
В законодательстве США закреплено, что все подводные археологические ценности в районе прибрежной трехмильной зоны являются собственностью государства вне зависимости от того, кто являлся собственником груза и затонувшего судна.
Нормы о том, что все найденные в пределах территориальных вод ценности считаются собственностью государства, содержатся также в законодательстве Норвегии, Финляндии и Франции.
Попытка разрешить вопрос относительно права собственности на найденные в Районе международного морского дна ценностях предпринята в ст. 149 Конвенции 1982 г.
Данная норма закрепляет, что при находке культурных ценностей в Районе международного морского дна приоритет имеют следующие государства:
1. Государство (страна) происхождения. Это государства, из которых культурная ценность была вывезена на корабле.
2. Государство или страна исторического и археологического происхождения. Под данной категорией понимается государство, на территории которого была непосредственно создана культурная ценность, либо же была найдена при археологических раскопках.
При этом остается без правового регулирования ситуация, при которой права на клад предъявляются одновременно и государством происхождения и государством исторического или археологического происхождения.
Однако правила конвенции распространяются исключительно на страны, подписавшие и ратифицировавшие документ. Теоретически в том случае, если клад в Районе международного дна будет найден гражданами государства, которое не имеет статуса участника Конвенции, на практике могут возникнуть серьезные проблемы. Фактически государство и его граждане в данном случае не будут связаны нормами международного права, - объяснил адвокат Комиссаров Андрей Федорович.