НОВОСТИ

2 июня 2017

"Русское море" - большой аквакультурный улов

22:3527.02.2016г.

Российская промышленность представляет собой важную сферу экономики страны, дающую более трети ВВП. Многие нынешние компании – лидеры в своих отраслях – еще 10-15 лет назад работали в условиях практически нулевой прибыли, вкладывая максимально возможный объем средств в развитие производственных мощностей и внедрение современных технологий, стараясь хоть немного сократить «технологическое отставание» России и от цивилизованной Европы и тем более Запада.

Пережить кризисы, найти новые рыночные ниши, повернувшись лицом к потребителю, смогла и компания Максима Воробьева «Русское море», которая с февраля 2015 года называется «ПАО «Русская аквакультура».

На специализированных сайтах, посвященных рыбной отрасли, можно часто встретить комментарии, констатирующие, что успех компании «Русское море» стал возможен благодаря одному человеку – Максиму Воробьеву, его личностным качествам и профессионализму. Сам Максим Воробьев никогда не подчеркивал свою роль в становлении компании, говоря об успехах как о результате командной работы.

Начало

В далеких 90-х Максим Воробьев был студентом МГИМО (Московского государственного института международных отношений) и обучался на факультете экономики. В то время его старший брат, который уже окончил институт, решил попробовать себя в бизнесе и предложил Максиму возможность применить знания в условиях реальной экономики, подключившись к нему. Первый опыт оказался успешным – в рамках студенческой практики Максим сумел отстроить процессы продаж в небольшой компании, которая закупала в Норвегии сельдь и скумбрию и доставляла ее в Россию. После окончания института Максим Воробьев полностью погрузился в этот бизнес, начав работу уже не в статусе студента-практиканта, а в качестве полноценного менеджера по продажам и через несколько лет возглавив отдел продаж.

Компания постепенно росла, наращивая объемы поставки рыбы. В 1999 году Максим с братом организовали производство готовой рыбной продукции – начали постепенно выпускать пресервы из сельди, соленую и копченую рыбу, икру. Расположилось оно в Ногинске (Московская область). Это был хоть и небольшой, но оборудованный по современным стандартам завод.

Бурный рост

Брат Максима начал отходить от бизнеса, заинтересовавшись сферой государственной службы. А Максим постепенно принимал управление компанией на себя: стал сначала исполнительным директором «Русского моря», затем – генеральным директором. В итоге в 2002 году Максим выкупил у брата его часть акций и стал полноценным владельцем компании, расширяя географию поставок продукции «Русского моря» и популяризируя этот бренд.

В 2007 году ЗАО «Русское море» осуществило размещение на фондовой бирже ММВБ облигационного займа объемом 2 млрд рублей. Это был очень амбициозный шаг – впервые участник рыбной отрасли разместил облигации. В итоге это позволило компании серьезно расшириться: модернизировать производство, увеличить производственные мощности, нарастить объем и ассортимент выпускаемой  продукции.

Завод компании стал на тот момент самым современным рыбоперерабатывающим производством в стране. Там, в частности, была внедрена международная система управления безопасностью пищевых продуктов. Продукция под брендом «Русское море» стала знаменита на всю Россию – она была представлена во всех крупнейших торговых сетях – от «Пятерочки» до «Ашана», во всех регионах страны – от Пскова до Анадыря.

Кризис 2008 года несколько замедлил развитие компании, как и всей экономики страны. Но как только стало понятно, что его пик пройден, Максим Воробьев стал задумываться о продолжении реализации той амбициозной стратегии, которая была намечена до кризиса. В 2010 год компания входила с твердым намерением стать публичной, то есть разместить акции на бирже – с тем, чтобы привлечь с открытого рынка инвестиции и нарастить свою мощь. Была проведена огромная подготовительная работа – по анализу достижений и потенциала компании, степени отлаженности процессов, состоянию материально-технической базы, уровню подготовки персонала, системы контроля качества.

В результате весной 2010 года «Русское море» провело IPO – разместило акции на ФБ ММВБ и РТС и стало первой публичной компанией в своем секторе. Это позволило привлечь около 90 млн долларов, которые были направлены на развитие бизнеса.

Поощрение сотрудников

Параллельно с IPO Максим Воробьев решил реализовать программу поощрения лучших сотрудников компании, которые участвовали в ее становлении и развитии. Он практически подарил им 10% акций компании. Если точнее, Максим Воробьев продал акции компании восьми лучшим менеджерам по символической стоимости – 1 копейка за акцию (при том что на открытом рынке номинальная цена акций составляла 100 рублей). Причем акции были распределены между лучшими сотрудниками в соответствии с объемом их вклада в компанию: кто-то получил большее количество акций, кто-то – чуть меньшее.

Новые ниши

Между тем, производство «Русского моря» развивалось очень стремительно: в ассортименте завода появились новые виды продукции, в том числе икра во видам рыб (нерки, горбуши, кеты, лососевых), филе и медальоны охлажденной семги, форели. Понимая, что производство полностью отстроено и представляет собой лучший и идеальный российский рыбоперерабатывающий завод, Максим Воробьев стал сдвигаться в новые ниши. Еще в 2007 году, перед российским экономическим кризисом, компания Максима приобрела форелеводческое хозяйство в Карелии, на озере Сегозеро. Максима Воробьева тогда заинтересовала тема аквакультуры, то есть выращивания водных организмов, в частности, рыбы. Занимаясь в свое время поставками рыбы из Норвегии, он знал о богатейшем опыте этой страны по выращиванию красной рыбы – там это важный сельскохозяйственный сегмент.

В 2010 году Максим Воробьев решил вернуться к этой теме, глубоко погрузившись в опыт северной Европы – Норвегии, Ирландии, Дании – по выращиванию форели и семги (или атлантического лосося). «Русское море» получило право на освоение девяти рыбопромысловых участков в Мурманской области (в акваториях Баренцева и Белого морей), а годом позже – семи участков на озерах Карелии.

Постепенно компания начала оборудовать фермы по выращиванию рыбы – ставить так называемые садки (огромные сачки) и производить их зарыбление (высаживать туда мальков). Причем на фермах не только выращивали рыбу – также оборудовали современные икорные цеха, которые позволили выпускать высококачественную икру форели.

Основной бизнес

Успехи аквакультурного направления (первые «урожаи» форели, высокая оценка качества выращенной рыбы экспертами, высокий спрос на нее со стороны партнеров – торговых сетей) дали возможность Максиму Воробьеву поверить в высокий потенциал этого направления. Он решил сосредоточиться на его развитии, вложив в него максимальный ресурс. Совместно с другими акционерами компании в 2013 году Максим Воробьев принял решение продать рыбоперерабатывающую часть «Русского моря» и сосредоточиться на развитии аквакультурного направления. В итоге завод и права на использование бренда «Русское море» были проданы белорусской компании «Санта Бремор», которая уже давно выпускает аналогичную продукцию, а компания Максима Воробьева стала аквакультурной. В феврале 2015 года группа компаний «Русское море» изменила наименование и стала официально называться ПАО «Русская аквакультура».

Сейчас компания занимается выращиванием форели на четырех участках карельского Сегозеро (одно из крупнейших озер на северо-западе России), а также семги – на ферме в Баренцевом море (Мурманская область). Всего у «Русской аквакультуры» сейчас 29 участков для рыбоводства, на которых потенциально можно выращивать около 70 тысяч тонн семги и форели ежегодно.

Будущее

История Максима Воробьева и «Русской аквакультуры» является типичной для целого ряда российских компаний – лидеров в своих нишах, когда студенческое «попробую себя в условиях реальной экономики» приводили к рождению нового сегмента отрасли, у которого быстро появлялся потребитель, выстраивалась микроинфраструктура (с оборудованием, технологиями, персоналом) и наращивался потенциал развития. Нынешний экономический кризис внес свои коррективы в развитие таких компаний, отбросив их на несколько лет назад. Вместе с тем, они по-прежнему остаются российской промышленной элитой, которая в ближайшее десятилетие станет фундаментом для новых рыночных сегментов.

 

По материалам СМИ

Новости Статьи Интервью Фото Видео Редакция Реклама