НОВОСТИ

2 июня 2017

Имант Сармулис: «Терминалы, как у нас, подходят для любого порта, тем более для такого красивого, как Севастополь»

10:5216.11.2009г.

В связи с растущим интересом севастопольцев к проблематике развития в нашем городе универсального перегрузочного комплекса «Новый Севастополь» поинтересовался у Иманта Сармулиса, управляющего Вентспилского свободного порта, на территории которого успещно работают угольный и зерновой терминалы, рядом вопросов. В частности, каковы взаимоотношения между портом и стивидорами? Как относится население к терминалам?    

- Согласно законодательству Латвии, порты в Латвии занимаются управлением инфраструктуры. Задача правления порта – обеспечить бизнес-среду, чтобы были условия для работы терминалов. В свою очередь непосредственно коммерческой деятельностью занимаются частные портовые терминалы, которые арендуют у управления порта землю, причалы и другую инфраструктуру. Все устроено просто – корешки – это публичные, которыми управляет правление порта.  Вершки – это частные, которые делают непосредственно бизнес, которые платят налоги в государственную и городскую казну.

Государству уходят налог на добавленную стоимость, социальные налоги и налог на доход предприятия. Налог на доход работников делится, а налог на недвижимость полностью остается органам местного самоуправления. Управление порта платит также социальные и другие налоги, кроме одного, мы не платим налог на прибыль. Потому что мы - неприбыльная организация. Мы должны все свои доходы, которые составляют, в основном, портовые сборы, складывать в порт, на развитие инфраструктуры. Сами мы бизнес не делаем. Вот так вот устроен порт.

Когда мы говорим о правлении порта – это больше об управлении инфраструктурой, обеспечении безопасности мореплавания. Контора капитана порта – тоже составная часть правления порта. Средства навигационного оборудования тоже относятся к нашему управлению.  

Непосредственно бизнес – это уже конкретный терминал. Взять, например, «Вентспилс Балтико терминал». Прекрасное сооружение, мы гордимся им. У нас была довольно сложной система договоров, пока удалось создать такое предприятие. Также и зерновой терминал – он современнейший. В принципе, они, терминалы, подходят для любого порта, тем более, для такого красивого, как Севастополь.

Нет такого единого предприятия, как порт. Порт – это совокупность предприятий. Порт доминирует в Вентспилсе, в нем работают не менее 5 тысяч. Нашу доля в городской экономике, думаю, где-то - 50%. Поэтому, когда мы говорим Вентспилс, мы подразумеваем порт.

Мы внимательно относимся к нуждам порта и следим, чтобы среда была приемлемой, портовые сборы достаточно низкие, чтобы наш транзитный коридор был привлекательным. Здесь традиционно проходят разные транзитные грузы. Они могут проходить и через другие порты, поэтому мы должны что-то делать, чтобы они были все-таки в Вентспилсе. И поэтому в сотрудничестве с частными инвесторами создаем такие современные предприятия, которые в известном смысле гарантируют грузопоток. Более того, мы стараемся развить разные сферы деятельности. Если раньше Вентспилс был известен, как порт для перевалки жидких грузов, то сегодня мы переваливаем и уголь, и контейнеры, и зерно, и автомобили. По возможности хотим расширить свою сферу деятельности.

- Коснулся ли порта пресловутый кризис?

- Конечно, коснулся, но своеобразно. Он больше затронул сферы торговли готовыми изделиями. Поэтому во всех портах очень упал контейнерооборот. В Вентспилсе массовый груз – это энергетические грузы, это нефтепродукты, уголь, также и удобрения. Они менее чувствительны к таким падениям, потому что энергетика нужна всегда и всем. Поэтому падение грузооборота есть, но очень маленькое.

- Как жители относятся к тому, что у вас началась перевалка угля? Как реагируют на строительство нового терминала?

- Жители с нетерпением ожидали появление такого терминала. Они рассчитывали, и небезосновательно, что большая часть угля уйдет на новый терминал. Сейчас его мощность – 5 млн. тонн в год, но с пуском второй очереди мощность будет доведена до 10 млн. тонн. Люди довольны еще и тем, что у нас применены самые современные, экологически безупречные технологии перевалки угля. Многие местные жители даже не знают, уголь в терминале разгружается или что-то еще. Ничего ведь не видно, никакого влияния на внешнюю среду.

- Вентспилс очень красивый и зеленый город. Какова роль порта в развитии мегаполиса?

- Конечно, основная заслуга за городскими властями. Они думают, как это лучше сделать, борются за европейские фонды. Если говорить о непосредственном участии предприятия, то да, законом такое разрешено и часть своего налога на прибыль предприятие может направлять на поддержку культуры, спорта. При этом мы получаем налоговые скидки. Предприятия порта внесли немалую лепту, например, в создание спортивных сооружений и в поддержку спорта в Вентспилсе.  

В Латвии сейчас очень много значит участие Евросоюза. Там очень строгие правила получения средств от еврофондов, но такая возможность есть. Например, правление порта получило в свое время 16 млн. евро на развитие инфраструктуры.  На эти деньги мы построили пассажирский терминал, мост. В этих стройках половина европейских денег, половина – порта.

И город имеет много программ, в которых участвуют европейские деньги. Европа имеет специальные фонды, которые доступны всем странам Евросоюза, но есть один фонд, который создан исключительно для новых стран, их адаптации в Европу. Мы очень довольны, что имеем такую возможность. Вместе с тем, нельзя сказать, что эти деньги доминируют в программе инвестиций.

- Насколько перспективна для вас перевалка потенциально опасных грузов? Не проще ли отказаться от них? Или вы сторонник того, чтобы сделать эту перевалку безопасной?

- Конечно, я сторонник второго варианта. Кто в наше время отказывается от бизнеса, от перевалки грузов?  Здесь важна технология, дисциплина соблюдения технологии. Все это давно отработано в мире, правила созданы, их надо соблюдать. Если все это так, то уровень безопасности очень высокий. Например, в Вентспилсе уровень инцидента - ниже одной миллионной части. Это значит, что один раз на миллион дней у нас может быть какой-нибудь инцидент. С другой стороны, если человек ошибется или техника подведет, то у нас есть технические средства обеспечения безопасного производства.

Есть и государственная система контроля. Государство следит, чтобы не было превышения норм загрязнения воздуха и воды во время разгрузочно-погрузочных работ.

Андрей Дмитров
Источник: Новый Севастополь

Новости Статьи Интервью Фото Видео Редакция Реклама