Севастопольские рыбаки, работая на Новую Зеландию, обеспечивают соцстандарты своим семьям
18:2329.06.2012г.
Как сообщает Управление статистики в г. Севастополе, больше половины (64,1%) всего вылова рыбы по Украине осуществляют предприятия Севастополя.
Одно из них — ГП «Сервис» - ведет промысел далеко от берегов нашей страны. Об и этом и многом другом в интервью корреспонденту «Нового Севастополя» рассказал директор государственного предприятия Юрий Гурин.
- Юрий Григорьевич, все-таки удивительно, что из 100 % добытой в Украине рыбы, более половины вылавливают предприятия Севастополя?!
- Как говорится, статистике видней. Я же могу отвечать за работу своего предприятия.
Наши два судна – больших автономных морозильных траулера (БАТМ) «Иван Голубец» и «Алексей Слободчиков» работают с советских времен в водах Новой Зеландии. В исключительной экономической зоне этого государства. Экипажи – наши, флаг - тоже наш. На каждом борту постоянно работают по 80 человек.
Рядом с нами работает другая наша государственная рыболовецкая компания «Фишинг кампани». У них три БАТМа. и тоже на каждом борту работает по 80 человек. Каждое судно за двадцать дней вылавливает одну тысячу тонн рыбы.
- По-моему, это не так много? Раньше - больше вылавливали...
- Тысячу тонн на борт за двадцать дней – это нормально. Все равно технические возможности судна позволяют принять 50 тонн заморозки.
- Мне кажется, что рыба на наш стол, образно выражаясь, «идет такими огородами»…!?
- Да, не спорю. Так и идет «огородами». Но это связано с мировой экономикой, это связано с деньгами. Как удобно, как дешевле, так она и поставляется. Я знаю, что продукция наших судов в основном идет в сеть «Макдональдс». Потому что она выловлена в водах Новой Зеландии и является собственностью Новой Зеландии. Мы можем у них только покупать эту рыбу.
- То есть вы ее вылавливаете и им продаете?
- Мы по трансфертным ценам им сдаем рыбу, а потом уже у них покупаем.
- На данный момент такая работа для вас выгодна?
- На сегодняшний момент – это оптимальный вариант. В Советском Союзе был комплекс рыболовецкого бизнеса: были добывающие, транспортные суда, танкеры. Существовало такое понятие, как экспедиция. Сегодня этого ничего нет. Есть отдельные суда, которые выживают, как могут. И уникальность нашего промысла в том, что мы работаем без транспорта, в суточном переходе к берегу. Если далеко будем ловить, то все расходы лягут на составляющую цену рыбы.
- О чем мечтаете или, может быть, ностальгируете?
- О том времени, когда в сутки на вагоны мы могли отгружать 2 000 тонн рыбы. И это было лучшее время. В одно поколение, я замечу, этот бизнес начался и закончился. Мы развивали тот промысел. Максимально, где могли, заняли свое место и также бурно ушли. Теперь там работают страны под другими флагами.
А чтобы мечтать о будущем, даже элементарном, надо уметь «считать экономику». В советское время была плановая экономика. Государство строило суда рыболовецким предприятиям, которые на них работали и выполняли государственный план. Никто не считал, сколько стоит построить судно и выловить рыбу. Была государственная программа, по которой полагалось 18 килограммов рыбы на стол каждому потребителю.
Сегодня государственные программы, которые принимаются, они не выполняются. С девяностых годов ни одного большого океанического борта в строй в Украине не введено. Последнее, что стояло на стапелях при Советском Союзе, то частично вошло в «Фишинг кампани», все остальные распродано. А строить – 20 -30 миллионов долларов стоит борт – это очень большие деньги. Чтобы построить самое маленькое судно для Азово-Черноморского бассейна, например МРТС (морское рефрижераторное транспортное судно), надо выложить более миллиона долларов.
Два судна нашего предприятия девяносто первого года постройки. Они относительное молодые. По требованиям Новой Зеландии ремонтные работы на них выполняются каждые полгода. В основном, работы проводят наши севастопольские ремонтные бригады. Нам дешевле привезти своих, чем обращаться к иностранцам..
- А чтобы вы себе пожелали накануне Дня рыбака?
- Жить долго и счастливо и быть при работе. Вот смотрите, 80 человек на каждом из пяти бортов – это уже 400. Их на два умножить – это то количество людей, которые кормятся с тех судов, которые работают в Новой Зеландии. Семьи севастопольских рыбаков живут в относительно приличном стандарте. Матрос у нас получает больше 1000 долларов в месяц. Здесь платят столько, сколько допускается законодательством Новой Зеландии. Наши рыбаки считаются рабочими этой страны.
Послесловие
Мне памятны те времена, когда СПОРП «Атлантика» гремела на весь Союз. Я поднималась по трапам многих ее судов. Помню, как в конце девяностых принималась программа строительства судов нашего украинского рефрижераторного флота. Увы, она так и осталась неосуществимой мечтой многих рыбодобывающих предприятий Украины.