НОВОСТИ

2 июня 2017

Спасение на море в правовой системе Украины

11:2626.10.2009г.

Приоритеты вопросов, связанных со спасанием на море человеческой жизни и имущества, не подлежат сомнению. К сожалению, в сфере правового регулирования этих вопросов Украина отстает. Прежде всего, это связано с неучастием в Международной конвенции о спасании 1989 г.

В спасании на море имеются публично-правовая и частноправовая составляющие. На Международной конференции в Гамбурге 27.04.1979 г. была принята Международная конвенция по поиску и спасанию на море. Эта конвенция является ключевой для организации международной системы поиска и спасания людей на море.

В основании всех публично-правовых отношений по поводу спасания на море лежит обязанность оказывать помощь терпящим бедствие на море. Эта обязанность и детализируется упомянутой конвенцией. В соответствии с Конвенцией государства-участники должны обеспечить принятие необходимых мер по поиску и спасанию людей, терпящих бедствие на море у их берегов. Каждое государство-участник координирует проведение поисково-спасательных операций в своем районе, границы которого устанавливаются соглашением между государствами. Государство создает национальные спасательно-координационные центры (СКЦ), а если необходимо, то и спасательные подцентры, призванные оказывать помощь СКЦ в определенной части поисково-спасательного района. Важнейшим документом, регулирующим институт спасания в Украине, является Кодекс торгового мореплавания. Значительным этапом в организации аварийно-спасательной деятельности стал Закон Украины «Об аварийно-спасательных службах» от 14.12.1999 г. В Украине имеется значительный пласт и подзаконных актов, регулирующих аварийно-спасательную деятельность.

Однако нормативно-правовое регулирование аварийно-спасательной деятельности в Украине не вполне отвечает сегодняшним реалиям. Оно все еще недостаточно научно обосновано. Это порождает множество вопросов на практике.
В рамках Конвенции о спасании 1989 г., подписанной в Лондоне 28.04.1989 и вступившей в силу 14.07.1996, был найден компромисс, который в конце XX в. оказался приемлемым для сторон, заинтересованных в регулировании отношений по поводу спасания на море частноправовыми средствами. К сожалению, Украина до сих пор не является членом этой конвенции, так что правовое регулирование института спасания в Украине просто не соответствует современным требованиям.

Любой договор, заключаемый с целью осуществления спасательной операции по отношению к судну или другому имуществу, которое находится в опасности, — это договор о спасании. Таким образом, договор о спасании может быть заключен только в момент возникновения опасности или позднее.

На практике в мире обычно используются так называемые открытые договоры о спасании, то есть договоры, в которых не указывается размер вознаграждения за спасение на море или этот размер указывается только приблизительно. Наиболее популярной проформой является Ллойдовская открытая форма договора спасания 2000 г., принятая в Великобритании. Во многих странах имеется одна или несколько проформ договора о спасании. Украина не составляет исключения. У нас имеется Типовая форма договора о спасании, рекомендуемая Торгово-промышленной палатой Украины, а также проформа, утвержденная приказом «Об утверждении нормативных актов по поиску и спасанию на море», изданным Министерством транспорта 10-09.2002.

Наиболее важной обязанностью по спасательному договору является обязанность спасателя выполнять спасательную операцию с должной заботой. Спасатель может согласиться на то, чтобы принять обязанность исполнения спасательной операции с приложением всех усилий, то есть осуществлять спасательную операцию на профессиональном уровне.
Одним из критериев правомерности деятельности по спасанию на море может служить признание права или отказ в праве на вознаграждение за спасение на море.

Ст. 336 КТМ Украины, посвященная так называемому внутреннему распределению спасательного вознаграждения, сформулирована весьма расплывчато. В ней обозначены только принципы внутреннего распределения: учет личного вклада каждого в достижение положительных результатов спасания; соответствие соглашению заинтересованных сторон, а при отсутствии такого соглашения — решению суда; неприменение этих правил к профессиональным спасателям. Насколько четче сформулирована соответствующая статья (345) КТМ Российской Федерации! Из этой статьи можно извлечь следующие положения. Сначала, определяется нетто вознаграждение путем вычитания из вознаграждения спасателя расходов, понесенных судовладельцем и членами экипажа в связи с осуществлением спасательной операции. Затем, 3/5 нетто вознаграждения причитается судовладельцу, а 2/5 — экипажу. Эти 2/5 вознаграждения распределяются между капитаном и другими лицами, состоящими на службе на судне-спасателе, причем распределяются с учетом усилий, проявленных при осуществлении спасательной операции, и их заработной платой.

Важнейшим и наиболее значительным изменением традиционного режима спасания на море стало введение понятия «специальная компенсация». Институт специальной компенсации — это исключение из принципа «без спасения — нет вознаграждения». Основным назначением специальной компенсации является возмещение расходов спасателя, который принял на себя риски, связанные со спасанием судна, которое само по себе или его груз создавали угрозу причинения ущерба окружающей среде. Ст. 338 КТМ Украины сформулирована в соответствии с Конвенцией о спасании 1989 г., однако мировая практика в XXI в. ушла еще дальше.

Судебная практика идет по пути увеличения или снижения вознаграждения спасателей при спасании по договору только, если спасательное вознаграждение значительно, порядка 35—40 %, не соответствует оказанным фактическим услугам. При спасании вне договора корректировка спасательного вознаграждения судом или арбитражем может быть весьма детальной, вплоть до 1—2 %.

В принципе, любое условие договора о спасании может быть признано несправедливым. Судебная практика вообще довольно противоречива, особенно если отношения по поводу спасания на море осложняются, в конкретной ситуации, отношениями по поводу столкновения судов, буксировки и т.д. Поэтому необходимо прилагать дальнейшие усилия в области исследования правовых норм и правоотношений, регулирующих спасание на море. Достаточно эффективными эти усилия могут быть, если они предпринимаются на профессиональной основе, с участием специалистов в области морского права, так что предприниматели и менеджеры всегда могут получить квалифицированную консультацию.

Работа по устранению имеющихся недостатков не будет иметь успеха, если Украина не имплементирует в свое национальное право достижения в сфере международных правовых стандартов, в частности и в особенности Международную конвенцию о спасании 1989 г.

Начало работе по совершенствованию системы поиска и спасания на море может быть положено Координационным комитетом, созданным Кабинетом Министров Украины. Положение о Координационном комитете по поиску и спасанию на море утверждено постановлением Кабинета Министров № 178 от 05.03.2009. Благодаря включению в состав Координационного комитета представителей многих министерств и ведомств Украины его деятельность должна иметь межведомственный характер. Таким образом, создаются организационные предпосылки совершения плодотворной деятельности по повышению эффективности функционирования системы поиска и спасания на море.

Николай Мельников, партнер Международной юридической службы
Вячеслав Лебедев, эксперт-консультатнт

Источник: Международная юридическая служба

Новости Статьи Интервью Фото Видео Редакция Реклама