10:5613.05.2011г.
Недавно я обратился с письмом к руководству Одесского морского порта, в котором шла речь о соблюдении законности при оплате обработки большегрузных контейнеров и о перспективах развития контейнерного бизнеса для Одесского порта. Поскольку эта проблематика выходит за рамки деятельности одного предприятия, я хотел бы осветить ее и на страницах отраслевого журнала.
В письме речь идет о необходимости изменения отношений между портом, его клиентами и контролирующими органами. Изменений, которые позволят кардинально уменьшить сроки обработки и оформления контейнеров в портах, исключат случаи полной остановки работы портов в результате незаконных действий контролирующих органов, как это было, например, в середине января 2011.
По моему мнению, порты должны однозначно установить, что заказчиком услуг порта и плательщиком за оказанные услуги по досмотрам, взвешиваниям и прочим услугам, оказываемым на территориях порта для целей контролирующих организаций, должна быть та организация или контролирующий орган, который непосредственно и прямо заказывает эти услуги. То есть те, кто фактически инициирует досмотр, взвешивание и другие подобные услуги на территории порта, не входящие в аккордную ставку, должны и оплачивать эти услуги или самостоятельно решать вопросы по оплате этих услуг с владельцами грузов или их уполномоченными экспедиторами. Как это, между прочим, и четко указано во всех последних постановлениях Кабмина Украины на эту тему (№ 320, 751, например).
Необходимо изменить нынешнее состояние, когда порт фактически принудительно взимает деньги за оказанные услуги по устным заявкам контролирующих органов с экспедиторских компаний.
Подчеркиваю, что делается это принудительно, с использованием навязанной системы договоров между портом и экспедиторами. А это, в свою очередь, провоцирует беспредел и полную безответственность органов государственного контроля в портах за свои действия. Хочу отдельно отметить, что подобное понуждение экспедиторских компаний к гражданскоправовым отношениям в виде обязательств оплачивать счета порта за услуги, фактически оказываемые контролирующим органам, не допустимы законодательно. Даже если экспедитор и оформляет «задним числом» фактически «липовую» заявку на услуги порта по организации досмотров и прочего (что в настоящее время даже не делается), то это просто фикция, создание «хорошей мины при плохой игре» и ничего общего не имеет с европейской и мировой практикой взаимодействия экспедитора, порта, контролирующих органов.
Таким образом, я подчеркиваю, что полное изменение подхода, переосмысление системы взаимоотношений порта, его клиентов и контролирующих служб может и должно, наконецто, двигать качество услуг порта в сторону стандартов, общепринятых в мире. И чем быстрее мы займемся этими, давно назревшими изменениями, тем быстрее мы почувствуем результат в виде увеличения количества обрабатываемых контейнеров и в реакции действительно благодарных клиентов за услуги высокого качества.
Я хорошо понимаю, что для изменения подхода, надо сделать многое. Но, прежде всего, надо поменять традицию рассматривать клиента в качестве «дойной коровы», которой можно навязать любые платные услуги, платные «прихоти».
Причем, часто «прихоти» не только контролеров, но и предприятий, аффилированных с портом и желающих также чуть «откусить от пирога». Однако сейчас уже другое время. Клиенты не желают мириться с такой ситуацией. Ведь рынок портовых услуг расширяется. И контейнерная работа, работа госпортов юга Украины должна рассматриваться с учетом растущей конкуренции с другими портами Украины и региона. Иначе клиенты могут уйти на новые контейнерные терминалы — в Ильичевский морской рыбный порт и компанию «ТИС» в Южный, на терминалы в Новороссийск, Ейск или другие зарубежные порты.
Я понимаю, что не все так просто. Есть масса «подводных камней», различных трудностей, но мы, экспедиторы, готовы оказать любую помощь в изменении к лучшему ситуации в госпортах. В конечном счете, это в общих интересах.
Александр Захаров