11:1506.09.2010г.
Крупные государства мира особое внимание уделяют таким областям своей деятельности в водах Мирового океана, как обеспечение безопасности морской деятельности, информационное обеспечение, защита и охрана государственной границы, которые являются неотъемлемыми составляющими мировой деятельности государства.
Так, в Морской доктрине Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной в июле 2001 года, отмечается, что морская деятельность – это деятельность в отрасли изучения, освоения и использования Мирового океана в интересах безопасности, устойчивого экономического и социального развития государства.
Морская деятельность осуществляется проведением необходимого комплекса контрольных мероприятий по обеспечению ее безопасности, связанной с особенностями водной стихии.
Безопасность морской деятельности включает безопасность мореплавания, поиск и спасение на море, защита и сохранение морской среды.
После известного террористического нападения 2001 года на США Совет безопасности ООН создал несколько комитетов, в результате деятельности которых в сентябре 2006 года был принят базовый документ – Глобальная контртеррористическая стратегия.
Эта стратегия, принятая в форме резолюции и приложенного к ней плана действий, является уникальным инструментом для активизации усилий в борьбе с терроризмом на национальном, региональном и международном уровне.
По материалам информационных ресурсов Центра морских знаний Международной морской организации по вопросам борьбы с торговлей наркотиками, на сегодня принято 2 резолюции IMO, 5 циркуляров Комитета по безопасности на море. Кроме того, около 10 раз вопрос выносился на рассмотрение комитета по упрощению формальностей IMO.
По вопросам пиратства и вооруженных нападений на море только с 1995 года Комитетом по безопасности на море подготовлено 244 циркуляра, 8 резолюций IMO. Вопросы регулярно (около 37 раз) рассматривались на заседаниях Ассамблеи, совета и комитетов IMO.
В той или иной мере решению проблем борьбы с незаконными актами насилия на море были также посвящены Конвенция об открытом море 1958 года (статьи 14-21), Конвенция по борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (1988 г.) и другие. Однако, учитывая рост морского терроризма, следует констатировать, что до сих пор международное морское право в борьбе с этим явлением недостаточно эффективно. Необходимо принять новые документы, которые учитывают специфику современного проявления морского терроризма.
По информации интернет-издания «Флот-2017», Международное бюро судоходства (IMB) опубликовало цифры статистики Центра по пиратству в Куала-Лумпур. По его данным, в 2009 году в Мировом океане зафиксировано 406 пиратских нападений на суда (это на 39% больше, чем нападений, совершенных пиратами в 2008 году). Пираты находились на борту 153 суден, 49 судов было захвачено, 120 судов обстреляно во время нападения на них. В результате 8 моряков было убито, 68 – ранено, 1052 – попали в плен к пиратам.
По данным ГП «Агентство морской безопасности», за последние два года в пиратском плену побывали 82 украинских моряка: в 2008 году – 33, в 2009 году – 49.
Морской терроризм, нелегальная перевозка людей, наркотиков, оружия и других видов контрабанды, пиратство – все это угроза безопасности морской деятельности. На основе изложенного можно сделать вывод: целенаправленные действия по борьбе с актами насилия на море являются неотъемлемой составляющей обеспечения безопасности морской деятельности.
Таким образом, можно констатировать, что безопасность морской деятельности включает в себя безопасность судоходства, поиск и спасание на море, защита и охрана морской среды, а также борьбу с актами насилия на море.
Проанализировав использование терминов «морская деятельность» и «безопасность морской деятельности» в некоторых основополагающих нормативно-правовых актах Украины, видно, что термин «безопасность морской деятельности» отсутствует и практически не используется в основополагающих нормативно-правовых актах. Более того, в результате анализа становится очевидным, что использование термина «безопасность морской деятельности» в названных актах является необходимым.
Что касается вопроса использования программно-целевого метода во время реализации целостной государственной морской политики, то согласно статье 1 Закона Украины «О транспорте» развитие и усовершенствование транспорта осуществляется согласно государственным целевым программам с учетом его приоритета и на основе достижений научно-технического прогресса и обеспечивается государством.
Важным инструментом эффективной реализации государственной морской политики должна стать также долгосрочная общегосударственная (национальная) программа.
Указом Президента Украины «О решении Совета национальной безопасности и обороны Украины от 16 мая 2008 года «О мерах по обеспечению развития Украины как морской державы» поручено разработать Национальную программу исследования и использования ресурсов Азовско-Черноморского бассейна, других регионов Мирового океана на 2009-2034 годы (далее – Национальная программа).
Национальная программа по своему решению масштабна. Она должна обеспечить прогресс в комплексных научных исследованиях проблем формирования и развития морехозяйственного комплекса, аккумулировать для этого научный потенциал страны, способствовать мобилизации производственных структур для достижения поставленных целей и задач практического характера, интенсификации использования ресурсов моря и океана в интересах экономики и обороны страны.
Национальная программа рассматривается как научная и организационная основа государственной стратегии в отраслях морехозяйственной деятельности и морского природопользования.
Структура проекта Национальной программы должна предусматривать несколько государственных программ и комплексных проектов, например:
- государственная программа создания системы обеспечения населения и народного хозяйства Украины продуктами добычи и переработки морских биологических ресурсов;
- государственная программа создания и внедрения экологически безопасных технологий добычи, транспортировки и переработки минерального сырья, строительных материалов, нефти, газа, других энергоносителей с морских акваторий;
- государственная программа создания морского рекреационного хозяйства (комплекса курортно-рекреационных и туристических структур) в приморских регионах Украины, промышленная и медицинская инфраструктура которого отвечает международным стандартам туризма и др.
Для повышения эффективности реализации морского потенциала Украины необходимо разработать также проекты государственной программы «Безопасность морской деятельности» как одной из программ Национальной программы. В структуру госпрограммы «Безопасность морской деятельности» могут также включаться такие целевые проекты, как «Безопасность мореплавания», «Поиск и спасание на море», «Защита и охрана морской среды», «Борьба с актами насилия на море». В целом предлагается рассмотреть вопрос обеспечения безопасности судоходства как неотъемлемой части межведомственной проблемы безопасности морской деятельности. Считаем также, что приоритеты проекта Транспортной стратегии на период до 2020 года – это включение внутренних водных путей в систему функционирования международных транспортных коридоров путем разработки самостоятельной государственной целевой программы развития внутренних водных путей.
Идея и структура предложенной государственной программы «Безопасность морской деятельности» рассмотрена и одобрена Советом по вопросам безопасности судоходства Государственной администрации морского и речного транспорта (Укрморречфлот). Разработка концепции этой программы включена в проект Плана научно-исследовательских работ Укрморречфлота на 2010 год.
Надеемся, что Закон «О морской политике Украины», с учетом предложенных рекомендаций, даст возможность сформировать морскую политику как систему урегулированных внешних и внутренних общественных отношений, которые возникают в процессе морской деятельности, являющейся основным фактором реализации национальных интересов Украины, а также необходимым элементом прав и свобод человека, политического и экономического суверенитета и национальной безопасности Украины.
Государственная морская политика должна способствовать в будущем усилению позиции Украины как морской державы, созданию условий для безопасной морской деятельности.
Александр Щипцов, доктор географических наук, профессор