10:2823.10.2009г.
Если до сих пор о дефиците коксующихся углей в Украине говорили больше как о потенциальной опасности, то осенью он уже превратился в фактор, сдерживающий восстановление отечественной металлургии. Возможно, именно из-за нехватки коксового сырья в октябре будут сорваны планы рекордной в этом году месячной выплавки чугуна, намеченной в объеме 2,47 млн т.
Производители чугуна сегодня оказались, образно говоря, между молотом и наковальней. С одной стороны, на них давит правительство, требуя брать товар исключительно у отечественных угольщиков. С другой стороны, шахтеры Донбасса не успевают за растущим спросом со стороны металлургов. По данным ассоциации "Укркокс", коксохимзаводы страны готовы обеспечить коксом и значительно больший объем выплавки чугуна, чем 2,47 млн т в месяц, только вот выпекать этот кокс не из чего. Все добываемые в стране марки коксующихся углей и так идут нарасхват, но все равно непокрытыми остаются около 25% потребностей, причем эта доля имеет все предпосылки к росту.
При таких обстоятельствах в "Укркоксе" считают, что коксохимикам скрепя сердце придется увеличить в шихте долю углей переходных марок, которые частично смогут заменить недостающие коксующиеся угли. Так, в последнее время в шихте для коксования используется около 13% угля марки "Г", но практика предыдущих лет показывает, что бывали периоды, когда в шихте содержалось и до 35% этого ингредиента. Естественно, в таком случае реакционная способность кокса несколько повысится, и его расход на выплавку чугуна вырастет. Но в условиях дефицита ничего не остается, как закрыть глаза на перечисленные побочные эффекты. Впрочем, даже такая вынужденная замена не решит проблему полностью.
Во-первых, запасы угля марки "Г" в Украине тоже ограничены. Во-вторых, в украинских коксующихся углях слишком высок процент серы, поэтому их, в любом случае, нужно разбавлять более качественным импортным продуктом.
Отечественные металлурги ввозили угли для коксования из-за рубежа всегда. Начиная с 2003 года, объем этого импорта никогда не падал ниже 6 млн т в год. Правда, за январь-август 2009 г. Украина сократила импорт коксующихся углей на целых 44% относительно показателей за аналогичный период прошлого года. Одновременно доля отечественного сырья в общем потреблении коксохимзаводов увеличилась до 75% (в 2008 г. было примерно 60%).
Что ж, свою лепту в поддержку национального производителя КХЗ уже внесли, но теперь настало время подумать не столько о шахтерах, сколько о металлургах. Дальнейшие попытки сохранить в коксохимии пропорцию между отечественным и импортным углем в рамках 75:25 приведут лишь к тому, что стагнация в украинской металлургии затянется.
Если исходить из подсчетов ассоциации "Укркокс", то в четвертом квартале текущего года нужно будет ввезти в Украину как минимум 1,4 млн т коксового угольного концентрата (возможно, и больше, но никак не наоборот). В следующем году ожидаемый объем импорта составит 6,77 млн т. И это при весьма умеренном прогнозе выплавки чугуна - 26,5 млн т. Национальная угольная промышленность, как считают в "Укркоксе", максимально сможет предложить отрасли 15,2 млн т угольных концентратов и еще около 4,5 млн т рядовых углей, которые частично могут заменять концентрат. В то же время фактические потребности коксохимиков составят предположительно 24,68 млн т. Если же чугунное производство будет расти более быстрыми темпами (например, до 30 млн т в 2010 г.), то и интенсивность импорта сырья для коксохимиков придется увеличивать (до 10 млн т соответственно). И хорошо, если удастся еще найти его в необходимом количестве и по приемлемой цене.
В России, где в первую очередь "дозаправляются" углем украинские коксохимики, в сентябре цены на коксующиеся угли на спотовом рынке выросли до 70 долл. за т, тогда как по контрактным поставкам продавались еще по 46-50 долл./т. За четвертый квартал, по прогнозам некоторых экспертов, коксующиеся угли способны подорожать в России еще на 40-50%, что даже может опередить ценовые тенденции на некоторых мировых рынках.
Усугубила ситуацию авария на Саяно-Шушенской ГЭС. Чтобы поддержать энергетический баланс внутри страны, российское правительство поручило угольным компаниям увеличить отгрузку топлива на тепловые электростанции, что вынудило их сократить вывоз данного топлива.
Кроме того, российские угольщики все больше ориентируются на Китай, где даже в условиях кризиса объемы выплавки чугуна и стали не падают, а географическая близость стран делает такие поставки достаточно выгодными по логистике и для самих китайцев. По мнению аналитиков Citigroup Global Markets, из-за значительного роста спроса в Китае и Индии в следующем финансовом году, который начнется 1 апреля 2010 г., коксовый антрацит вырастет в цене до 200 долл./т (хотя ранее прогнозировалось, что эта цена не выйдет за пределы 140 долл./т).
Эксперты из группы Morgan Stanley также не добавляют оптимизма потребителям кокса, полагая, что коксовое сырье склонно дорожать вплоть до 2014 г., поскольку его добыча не будет поспевать за возрастающим спросом.
В принципе, и на украинском рынке к началу сентября тонну коксующегося угля нельзя было купить дешевле, чем за 700-750 грн., что на 10-16% дороже, чем месяцем ранее. На последнем балансовом совещании в Днепропетровске украинские металлурги, особенно заместитель руководителя ММК имени Ильича Сергей Матвиенков и коммерческий директор "АрселорМиттал Кривой Рог" Виктор Садовник выражали серьезное беспокойство относительно коксового будущего. Нарекания по поводу перебоев с коксом слышались со стороны представителей ОАО "Запорожсталь", ОАО "ДМК им. Дзержинского", ОАО "Алчевский КХЗ".
По подсчетам генерального директора объединения "Металлургпром" Василия Харахулаха, в первый месяц осени на метпредприятия страны поступило 1,136 млн т кокса, что примерно на 15% меньше ожидаемого. Это и стало главной причиной того, что в сентябре объемы выпуска металлопродукции упали на 7% против показателей августа. В.Харахулах опасается, что и в дальнейшем коксовый фактор будет довлеть над ГМК, словно "дамоклов меч". В худшем случае дефицит кокса в четвертом квартале достигнет 400 тыс. т, а уже в октябре выплавка чугуна не дотянет до плановых заданий на целых 150 тыс. т.
Особенно сложно в ситуации, когда дефицит коксующихся углей влечет за собой дефицит товарного кокса, придется тем из украинских меткомбинатов, у кого нет доступа к собственным угольным ресурсам. У кого такие источники есть, те топчут к ним свежие дорожки. "АрселорМиттал Кривой Рог", например, хоть и больше всех ощутил в сентябре коксовый голод, зато и отреагировал на изменение конъюнктуры наиболее оперативно, организовав импорт недостающего сырья из Казахстана, закупая его у дружественной "АрселорМиттал Темиртау".
К такой же практике обратился и холдинг "Метинвест", осуществивший в сентябре первую поставку коксующегося угля из месторождений своей американской компании United Coal, приобретенной в апреле 2009 года. Первое судно с этим ценным грузом было принято на угольном терминале порта "Южный". Причем, как утверждают в "Метинвесте", даже с учетом затрат на фрахт стоимость американского угля будет не выше украинского. Другое дело, что возможности портовой инфраструктуры в Украине пока не позволяют импортировать морским путем более 80-100 тыс. т коксующегося угля в месяц, что явно недостаточно для нужд "Метинвеста", не говоря уже об отечественном ГМК в целом. Такая пропускная неготовность в очередной раз доказывает, насколько нужны Украине глубоководные угольные порты.
Доступ на украинский рынок серьезных объемов заморских коксующихся углей смог бы, наконец, составить серьезную конкуренцию украинским и российским маркам, цена на которые часто неадекватна их качеству. Такое соперничество способствовало бы формированию более объективных цен на сырье для коксохимии, и в результате положительно влияло бы на снижение себестоимости украинской металлургической продукции. Ведь в затратах на производство чугуна на долю кокса приходится до 40-50%.
Ярослав Ярош
Источник: Минпром