НОВОСТИ

2 июня 2017

Юрий Крук: «Не создавать прецедент»

01:0208.10.2009г.

Анализируя результаты работы порта Южный в первом полугодии 2009 года, стоит сказать, что по динамике финансово-экономических показателей и платежам в бюджеты всех уровней порт достиг самых высоких показателей не только в морской отрасли, но и среди всех государственных предприятий страны.

Если говорить об абсолютных цифрах, то доходы у нас по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросли в 2 раза, чистая прибыль увеличилась в 4,2 раза. Отчисления в бюджеты города, области и страны составили 397,5 % по сравнению с первым полугодием 2008 года. По итогам полугодия мы перечислили в государственный бюджет 196,9 млн гривен. Заработная плата повысилась на 15 %. Средняя зарплата по предприятию составляет 3722 гривен. Я думаю, что эти цифры красноречиво говорят о нашей работе. И мы постараемся сохранить эту динамику до конца года, несмотря на существенные трудности, связанные с падением рынка, что, естественно, отражается на грузопереработке.

А проблемы, вызванные экономическим кризисом, заметны. Продукция переработки Одесского припортового завода, нашего основного грузоотправителя по химическим грузам, поступает к нам не в тех объемах, к которым мы привыкли. Например, переработка карбамида в первом полугодии составила 61 % по отношению к аналогичному периоду прошлого года, аммиака — 45 %, карбомидно-аммиачной смеси — 10 %, а метанола — вообще 8 %.

По информации директора завода В.С. Горбатко, в скором времени ситуация может улучшиться. Пока же восполняем потери за счет угля, руды, чугуна, то есть за счет грузов, которые обрабатываются на втором погруз-районе, хотя и здесь сегодня имеются вопросы, особенно с транзитом, который традиционно составляет 50 % от грузопереработки порта.

С самого начала, как только наша команда пришла в порт, мы взяли курс на развитие предприятия. И уже видны результаты работы в этом направлении.

За 1,5 года построена гидротехническая часть причала № 9 перегрузочного комплекса генеральных грузов. Причал имеет длину 292 метра и глубину 15 метров. В активной фазе находятся строительные работы, связанные с созданием складских площадей, прокладываются железнодорожные и подкрановые пути. Проведены все процедуры, связанные с приобретением крановой механизации (4 крана грузоподъемностью от 40 до 85 тонн), малой механизации (ковшовые погрузчики, терберги), гидроперегружатели (3 единицы). Сегодня порт Южный может позволить себе строить один причал в полтора года. Такие темпы нам вполне по силам.

Чтобы оценить работу нашей команды, достаточно посмотреть на экономическую составляющую ее деятельности, на то, как обновляются основные фонды, на то, как мы решаем вопросы социального развития коллектива.

А между тем только за счет наведения порядка во взаимоотношениях с партнерами, а именно за счет сверхсрочного хранения грузов на складских площадях, порт сумел в 2008 году получить 11 миллионов долларов дополнительной прибыли. Возникает вопрос, а где эти деньги были раньше? В чьих карманах они оседали?

Сегодня многие говорят, что своими успехами государственные порты обязаны новым тарифам. Действительно, тарифная политика в бизнесе — вещь в высшей степени серьезная и требует к себе очень внимательного подхода. Почему, например, частная железорудная компания, ссылаясь на какие-то свои трудности, может поднимать стоимость своего товара, а порт, предприятие государственное, не может поднять тарифы на его переработку? В свое время крупнейшие украинские порты - Одесса, Николаев, Ильичевск и Южный ставили этот вопрос перед руководителями отрасли и добились его решения. Потом, в связи с финансовым кризисом, цены на товар упали, но это уже другой вопрос. Нам нужна гибкая тарифная политика.

На мой взгляд, нужно договориться, чтобы тарифные ставки на грузопереработку не падали ниже определенного ценового уровня. Это должно касаться как государственных предприятий, так и частных стивидорных компаний. Дальше все должен регулировать рынок. Поднялся спрос на портовые услуги — порт повышает тарифы, спрос падает — падают и тарифы.; Словом, правильная тарифная политика — это залог успеха работы и порта, и всей отрасли в целом.

Сегодня ряд структур, увидев, что государственные морские торговые порты начинают набирать обороты и впервые с союзных времен могут самостоятельно наращивать свои мощности, начинают делать все, чтобы как-то сдержать позитивные процессы, которые там происходят. Кому-то наши успехи не нравятся. Кому-то хочется, чтобы порт пребывал на том уровне, на котором он был вчера. И под шумные заявления о несостоятельности руководства потихоньку прибрать его к своим рукам. В нашем случае, такой структурой стала компания «ТИС». Долгое время наши пути с этой стивидорной компанией не пересекались. Успешно работали они, и у нас дела шли очень даже неплохо. Но вот один из совладельцев «ТИС» — компания «Федкоминвест» направляет письмо тогдашнему министру транспорта и связи Иосифу Винскому, в котором предлагает инвестировать в развитие ряда причалов порта Южный (с 5-го по 10-й) 250 млн долларов. Казалось бы, такое начинание нужно только приветствовать. Но инвесторы хотят стать полновластными операторами причалов и комплексов, вытеснив из них порт.

Министр дал ответ, в котором недвусмысленно было сказано, что модернизацией этих причалов занимается порт Южный за собственные средства. Вот с того времени все и началось. Компания «ТИС» построила глубоководный причал № 21, к которому могут швартоваться суда стотысячники. Она же произвела дноуглубление подходного канала. Но по нему ходили и суда, которые направлялись к причалам порта. Канал у нас как был, так и остался один на двоих — другого нет. И тут руководителей компании, как говорят в народе, стала «душить жаба»: как так, мы понесли затраты, а они в порту пользуются всеми прелестями глубоководного хода! Нет, пусть платят деньги! И насчитали не много не мало — 52 миллиона гривен.

Но, господа хорошие, вы согласовывали с нами смету затрат, прежде чем приступать к дноуглубительным работам? Вы же на каждом углу заявляли, в том числе и в министерстве транспорта, что компания все расходы, связанные с ее деятельностью, берет на себя! Какие к порту могут быть претензии? Это похоже на ситуацию, когда сосед по лестничной клетке, ни о чем не договариваясь с вами, делает на ней ремонт, а счет за проделанную работу отсылает вам и в ультимативном тоне требует его оплатить. А на каком основании мы должны платить? Покажите хоть один документ, под которым стоит подпись руководителя порта, подтверждающая ваше право на компенсацию! Таких документов нет.

Я хочу отметить принципиальную позицию порта, связанную с его развитием: мы ни у кого ничего не пытаемся забрать, будь то причалы или территория. Мы признаем все то, что было построено на берегу Малого Аджалыкского лимана и не претендуем на него. Но и своего не отдадим. Я сегодня отвечаю за государственное предприятие и не хочу, чтобы завтра говорили, что при начальнике Круке порт Южный был передан кому-то или стал банкротом. Поэтому мы предлагаем: если у вас есть претензии — обратитесь в министерство, давайте проведем совместное совещание и определимся, кто кому что должен и как в дальнейшем будут строиться наши отношения.

Порт сегодня предлагает практику, при которой государственный порт строит причалы, а частные компании осваивают тыловые территории и занимаются грузопереработкой.

Так сегодня работают в Одесском порту. Порт там построил причал 29/1, а компания «Бруклин-Киев» прекрасно там работает. Она понимает, что необходимо учитывать интересы порта, как государственной структуры, а порт, в свою очередь, учитывает интересы компании. Так и должно быть. Так сегодня работают в Украине, так работают во многих портах мира.

Мы обеими руками «за» инвестиции, которые привлекают частные компании. Но необходимо придерживаться четко установленных правил. Как говорится, отдать Богу — богово, а кесарю — кесарево.

Компания «ТИС» подала на нас в суд. И не дай Бог каким-то образом она его выиграет. Прецедент тогда будет иметь далеко идущие последствия для всех госпортов страны.

Юрий Крук, начальник ГП «Морской торговый порт Южный»

Новости Статьи Интервью Фото Видео Редакция Реклама