Собственно, начинается он на Николаевском мысе, где еще до основания города по указанию А.В. Суворова возвели земляную батарею. Позже, в 1837 году, вместо нее заложили трехъярусную казематированную батарею, названную в честь императора Николая I. Завершенная в 40-е годы, она предназначалась для обороны входа на рейд и защиты входа в Южную бухту. Укрепление не имело себе равных во всех российских приморских крепостях. Оно имело двухъярусный левый и трехъярусный правый фасы. 194 орудийных каземата, семь бойниц для запуска ракет и 24 – для ружейной обороны со стороны города. Вооружение состояло из 105 орудий.
На 13 сентября 1854 года на ней имелось: 10 трехпудовых бомбовых пушек, 63 24-фунтовые пушки и 32 однопудовых длинных единорога. Артиллерийская прислуга состояла из 585 человек. Протяженность
батареи составляла 460 метров. Вдоль фасада, обращенного к городу, проходила галерея. На фронтоне здания размещался рельеф
двуглавого орла с шестиметровым размахом крыльев со щитом, на котором был изображен Святой Георгий Победоносец.
Николаевская батарея принимала участие в отражении первой бомбардировки города 5 октября 1854 года. В последние два месяца обороны в казематах батареи располагались штабы, церковь, аптека, госпиталь, городское начальство, там же жили офицеры и находилась квартира начальника гарнизона Д.Е. Остен-Сакена. На батарее жили и американские хирурги, принимавшие участие в Крымской войне на стороне русских: Кинг, Дрейпер, Турнипсид, Харрис, Макмиллан, умерший в Севастополе, Уайтхед.
Перед оставлением Южной стороны города защитники батарею повредили, затем ее взорвали союзники. Долгие годы после Крымской войны здесь громоздились труднопроходимые развалины, имевшие дурную славу. В апреле 1883 года городская дума обратилась к правительству с ходатайством о передаче участка бывшей батареи для устройства бульвара. Чрез год, 7 июня, газета «Крымский вестник» сообщила: «Разрешено устроить бульвар на месте бывшей Николаевской батареи». К территории бульвара отошел и соседний участок, принадлежавший наследникам графа Остен-Сакена. Они согласились продать его городу при условии установки на нем памятника их именитому родственнику.
Устройство бульвара связано с именем городского головы, талантливого инженера-гидротехника Федора Николаевича Еранцева. Большие работы по созданию зеленого убранства выполнили известные садовники М. Завадский и Р. Эбериус. 1 сентября 1885 года состоялось открытие бульвара.
В 1886 году по проекту архитектора Енукъянова на его территории построили двухэтажное здание ресторана и деревянный павильон-буфет. На первом этаже расположился яхт-клуб.
В годы Великой Отечественной войны здание пострадало. Сохранилась лишь часть фасада первого этажа. Судя по ней и по фотографиям, оно было построено в псевдомавританском стиле. После войны его перестроили под летний кинотеатр «Приморский». Ныне он подвергся реконструкции для размещения концертного зала и ресторана «Ильяс». Рядом со зданием яхт-клуба появилось здание Севастопольской биологической станции. На другом конце, в районе современного здания бассейна, в 1884 году построили деревянный городской театр и театральный ресторан. В разное время здесь выступали В.Ф.Комиссаржевская, М.С.Щепкин. В 1900 году с триумфом прошли гастроли коллектива Малого Художественного театра, поставившего пьесу А.П.Чехова «ДядяВаня». На спектакле присутствовал и автор пьесы. В 1917 году на открытой эстраде Приморского бульвара гремел бас Ф.И.Шаляпина, спевшего
знаменитую «Блоху» и сочиненную им песню «К оружию», звучавшую как призыв к революции.
Существенным элементом Приморского бульвара, играющим заметную роль в формировании морского фасада города, являются здания бывшей гостиницы «Кист» и Института физических методов лечения имени И.М.Сеченова.
Современная планировка Приморского бульвара в основном сложилась к 1905 году, в период подготовки к празднованию 50-летия первой обороны Севастополя. В том году в 10-ти метрах от берега был сооружен памятник Затопленным кораблям, у северо-восточного мыса бульвара каменной пристанью с лестничным маршем и парапетом оформили начало плавучего моста через Севастопольскую бухту, в формах модерна построили мостик над аллеей, соединяющий бульвар с набережной. Автор проекта – техник-землемер Севастопольской городской управы М.И.Вербицкий. В 1958 году мостик реконструировали по проекту архитектора А.Л.Шеффера и В.К. Цаккера с заменой утраченного временем скульптурного фриза.
В 1905 году появился и памятник Остен-Сакену. Бульвар стал любимым местом отдыха севастопольцев и гостей города. Григорий Москвич, автор популярного «Практического путеводителя по Крыму», в юбилейном двадцать пятом его издании в 1913 году писал: «В Севастополе превосходный Приморский бульвар с чудным
симфоническим оркестром, весьма оживленный и привлекающий в летнее время множество фешенебельной публики, отнюдь не похожей на жителей провинции, а севастопольские дамы по изяществу и умению носить костюм успешно конкурируют со столицей…»
В 1933 году на Николаевском мысу по проекту архитектора М.И.Долгополова при участии архитектора А.А. Венсана в формах конструктивизма было построено здание водной станции «Динамо», ныне – водная база ЧФ РФ. Контрастные сопоставления 2-этажного, вытянутого в горизонтальном направлении строения и вертикальных башенных объемов, смотровая площадка в виде капитанского мостика, круглые окна, напоминающие иллюминаторы, и само место расположения вызывают ассоциации с кораблем. Ступенчатый подиум выполняет функции трибуны для зрителей. В 1977 году на Приморском бульваре построили трибуны для зрителей морского парада в день ВМФ и плавательный бассейн (архитектор Ю.И.Брауде). Перекликаясь с конструктивистскими объемами водной станции, трибуны вносят некоторый диссонанс в историческую застройку Приморского бульвара, они воспринимаются как дисгармонирующие, подавляют памятник Затопленным кораблям, изменяют восприятие морского фасада города.
В послевоенные годы бульвар вырос вдоль проспекта Нахимова до здания Академического русского драматического театра им. А.В.Луначарского. Проект его реконструкции и расширения выполнили еще в 1949 году архитекторы П.В. Кумпан, Г.Г. Швабауэр, И.А. Сабурова. Они же авторы проекта литой ограды и центрального входа в виде пропилеев с четырехколонными павильонами.
Из книги Владимира ШАВШИНА «Каменная летопись Севастополя» Фото из Государственного архива г. Севастополя и Василия БАТАНОВА