10:4609.02.2008г.
«На месте славныхъ битвъ Крымскихъ стоитъ множество памятниковъ; но важнейший из нихъ – Братское кладбище», - написано диаконом Иоанном Быстряковым в брошюре 1902 года – благотворительном издании, посвященном этому памятному месту. Изданию тому более века, а со времен Крымской войны минуло более полутора столетия, но Братское кладбище на Северной стороне Севастополя и сейчас остается одним из величественнейших памятников героической истории отечества. Здесь до наших дней сохранились 472 братских и 120 индивидуальных могил тех, кто защищал Севастополь во время первой обороны.
Возникновение кладбища относится к первым дням осады. Приказ о его организации был отдан в конце сентября 1854 года указом начальника штаба Черноморского флота и портов вице-адмиралом В.А. Корниловым. Вначале это были три отдельных кладбища, на отделениях которых по полкам хоронили моряков, пехотинцев, артиллеристов, саперов. Но потом они так разрослись, что практически слились в одно. Корнилов предложил называть его Петропавловским, но со временем оно стало Братским – есть версия, что второе название появилось благодаря Э.И. Тотлебену.
В то время как над осажденной частью города гремели канонады и носились тысячи снарядов, на Северной стороне было относительно тихо – редкое неприятельское ядро долетало до этих мест. Но, тем не менее, именно здесь со всей трагической наглядностью было видно, скольких защитников за день потерял город. Некоторых павших в боях воинов хоронили недалеко от места их гибели – за бастионами, но большую часть свозили сюда, где их уже ждали выкопанные могилы. Убитые и умершие от ран защитники Севастополя дожидались своей участи на берегу бухты – рядами лежали мертвые, имея в руках последний дар от боевых товарищей – восковую свечу. Николаевский мыс во время 11-месячной осады был всегда покрыт мертвыми, сюда ежедневно приезжала большая лодка, которая забирала их на Северную сторону, где тела перекладывали на длинные телеги и везли к кладбищу в сопровождении священника с крестом и пением «Святый Боже».
Ямы для братских захоронений рыли в основном солдаты и матросы из арестантских рот. Одна могила предназначалась для 50, 100 и более погибших. После того, как тела укладывали, их засыпали известью, а потом землей. Захоронения не сопровождались погребальными маршами, лишь тихими молитвами, а тут же рядом уже готовились другие могилы. Сверху ставился деревянный крест или ложился камень, иногда крест выкладывали ядрами – так выросло Братское кладбище, на котором по разным оценкам покоится от 18 до 50 тысяч воинов. Точная цифра видимо никогда не будет известна, поскольку во время осады учет похороненным не велся и планы не составлялись, поэтому уже спустя несколько лет после окончания войны некоторые могилы нельзя было обнаружить.
В 1856 году было решено привести в порядок воинские кладбища, которых в окрестностях Севастополя насчитывалось 16. Деньги нужны были большие, поэтому от ряда офицеров и полков, участвовавших в обороне, поступило предложение помочь делу пожертвованиями. Средства стали поступать со всех частей Российской империи, от высоких и низких чинов, по 5 и 50 копеек – сумма в конечном итоге получилась большая. В течение примерно десяти лет кладбище, которое стало мемориальным, обретало свой исторический вид. Во многом этому способствовал приказ начала 1860-х о создании описей захоронений Севастополя и передачи воинских кладбищ Военному министерству. Уже к 1967 году на Братском кладбище было возведено 32 памятника над могилами офицеров и 34 над братскими захоронениями.
Шли десятилетия после войны, а на Братском кладбище, теперь уже по собственным завещаниям, продолжали хоронить участвовавших в обороне города воинов, которые решили покоиться среди боевых товарищей. Здесь можно найти погребения таких известных народу героев, как инженер-генерала кавалера орденов св. Георгия II и III степеней Э.И. Тотлебена, генерал-адъютанта князя М.Д. Горчакова, генерал-лейтенанта кавалера ордена св. Георгия III и IV степеней С.А. Хрулева, кавалера ордена св. Георгия IV степени В.Е. Лазарева и многих других. Последнее захоронение, оно принадлежит П.В. Щепанскому, датируется 1912 годом.
Надгробия выполнялись в мраморе, многие из них сохранились до настоящего времени – над ними поработала природа, и теперь материал стал удивительно фактурным и выразительным, словно теплым и живым, и не беда, что некоторые надписи спустя такой срок едва читаются. Архитектура памятников преимущественно классическая: гробницы, пирамиды, стелы, кресты, в том числе и георгиевские, звезды. Есть и выдающиеся произведения скульпторов и зодчих, так, войдя на кладбище, слева, сразу же видна громадная мраморная колонна, которая стоит на могиле Хрулева. Колонна увенчана бюстом генерала, а ниже находится двуглавый орел, который сидит на щите обвитом лаврами с надписью «Хрулеву - Россiя». Говорят, что авторство этой фразы принадлежит императору Александру II. К сожалению, во время Великой Отечественной войны, орел остался без обеих своих голов – в таком виде он сохранился и поныне. Также выделяется могила князя Горчакова – главнокомандующего крымской армии в 1855-56 гг., она выполнена из серого гранита в виде часовни с мраморными колоннами, бюст покойного находится в середине. Известной стала фраза, написанная на памятной доске: «Тело покойного по его желанию погребено среди воинов, не допустивших врагов отечества перейти за рубеж того места, где находятся их могилы». На противоположной стороне аллеи виден памятник бывшему севастопольскому градоначальнику и командиру порта контр-адмиралу М.Н. Кумани – он тоже выполнен в виде часовни, где под белым мрамором выложен мозаичный образ Архангела Михаила. По соседству на могиле адмирала А.П. Спицына стоит мраморная колонна с бюстом героя. А выше всех стоит памятник на могиле графа Тотлебена, выполненный в виде часовни над склепом – под аркой увенчанной крестом находится бюст этого выдающегося военного инженера.
Центральная алея приводит на самую вершину холма – к Свято-Никольскому храму, возведенному в 1870 году. Венчая кладбище, храм является монументальным памятником всем защитникам Севастополя в Крымской войне. Очень необычна его форма, напоминающая одновременно и надгробие, и египетскую пирамиду, олицетворяющих вечность. Пирамида имеет в высоту 27 метров, она увенчана крестом из вулканического диорита высотой 6,8 метра. Проект церкви принадлежит архитектору А.А. Авдееву.
Примерно в четырех метрах от основания храм опоясывают черные мраморные плиты, на которых обозначены названия дивизий, полков, флотских экипажей, время их участия в обороне и общие потери людей. Над центральным входом находится портал с мозаичным изображением Христа Спасителя, с восточной стороны храма находится мозаика «Жены-мироносицы». Внутри пространство храма имеет крестообразную геометрию, которая создана с помощью четырех больших арок. Нижняя половина стен облицована мраморными досками, на которых выбиты имена убитых и умерших от ран во время защиты Севастополя генералов, адмиралов, штаб- и обер-офицеров – всего 943 надписи.
Под Свято-Никольским храмом расположено несколько подземных ходов. По слухам один из них проходя под Севастопольской бухтой, приводит к Владимирскому собору, который также построен А.А. Авдеевым. За строительство этих храмов Авдеев стал академиком архитектуры, бытовало мнение, что на самом деле это звание присвоено ему за проектирование подземных ходов.
Во время второй обороны Севастополя храм был серьезно поврежден. На его колокольне находился вражеский корректировщик, с которым было покончено выстрелом из орудия одного из кораблей Черноморского флота. Колокольню снесло полностью, но к счастью купол церкви и его прекрасные мозаики уцелели. Верхняя часть храма была восстановлена в 1971 году, а крест был освящен 19 декабря 1988-го – впервые за многие годы здесь прошла служба.
Храм передан на попечение православной общине, здесь хранятся мощи многих святых, среди которых праведный воин Феодор (Ушаков). На сегодняшний день полностью восстановлены изображения-мозаики Христа и жен-мироносиц, работы по реставрации продолжаются.
История севастопольского Братского кладбища Крымской войной не завершилась. Если пройти по аллее дальше Свято-Никольского храма, то можно попасть к захоронениям 1941-42 годов. Здесь же находится братская могила моряков затонувшего в 1955 году в Севастопольской бухте линейного корабля «Новороссийск» и погибших членов экипажей других кораблей участвовавших в спасения линкора. В 1963 году над могилой моряков по проекту архитекторов А.А. Заверзина, В.М. Артюхова и скульптора П.И. Бондаренко возведен мемориал. На постаменте с надписью «Родина – сыновьям» установлена статуя скорбящего матроса с опущенным флагом. Отлита бронзовая скульптура была из одного из гребных винтов «Новороссийска». На плитах мемориала выбиты имена 543 погибших, здесь же находится горельеф, который изображает экипаж в трагическую минуту катастрофы.
Относительно недавно к мемориальному комплексу добавились могилы севастопольцев, которые погибли на атомных подводных лодках «Комсомолец» и «Курск».