НОВОСТИ

2 июня 2017

Куда? В семью или в детдом? Будни севастопольского детского приюта...

14:4112.11.2010г.

Как часто, глядя по телевизору на воспитанников детских домов, мы сопереживаем и задаемся вопросом: «Как так могло получиться?». При этом мы аргументировано дистанцируемся от проблем детдомовцев, приговаривая, мол, ими государство должно заниматься. И таки занимается. При этом напомним, что по пути в детский дому у брошенного или избитого родителями ребенка есть эдакая обязательная «транзитная станция» - детский приют. Звучит, прямо как из послевоенного времени. Но жизнь доказывает, что хоть и не в «беспризорных масштабах» 40-х и 50-х, приюты все ж нужны и сейчас. Для чего?

Если говорить простым языком, то приют – это место в виде типового детсадика, где ребенок по ходатайству социальных служб в течение двух-трех месяцев ожидает своего дальнейшего распределения. Именно в этот период определяется судьба ребенка: или по решению социальных служб и суда он отправляется в детский дом, а его родители лишаются родительских прав, или он возвращается к одумавшимся родителям, для которых упомянутые два-три месяца – это последний срок сделать вывод, собственно, нужен ли им их ребенок или нет.

Через севастопольский приют ежегодно проходит около 140 таких детей. Кое-кто таки попадает в детский дом, но многие возвращаются в семьи.

О буднях приюта мы беседуем с заведующей севастопольским приютом для детей Ольгой Саранчой. По ее словам, в приюте проживают дети возрастом от 3 до 18 лет.

На момент встречи с Ольгой Григорьевной, в приюте их было 8 человек.

- Мы получаем детей буквально с улицы. Сегодня привезли троих. У одного – вши. Он бродяжничал 3 месяца. Мы его помыли, переодели в чистое, уложили спать. Я уверена, он не убежит. Знаете, приют у нас маленький, мы живем как одна семья. Детям у нас хорошо. Главное, мы ведем с ними диалог, слушаем их. А для них это, поверьте, очень важно. Ибо, как я понимаю, в проблемных семьях, их не слушают. Вот к нам на днях привезли девочку: жестокое обращение в семье. Ей 14 лет. Социальные службы собирают документы, выясняют, имеет ли ее мать право заниматься ее воспитанием или нет. Мы – промежуточное звено; дети пережидают и в конечном итоге узнают, кто будет их родителем – мама, которая жестоко обращалась с дочерью, или государство. Речь – о детском доме. Это жизнь, - рассказала Ольга Саранча.

По словам Ольги Григорьевны, в «лихие 90-е» детей было больше: родители частенько не занимались своими чадами. В приюте был конвейер, даже раскладушки ставили.

Сейчас поток детей меньше, что, по мнению заведующей севастопольским приютом, обусловлено эффективной работой социальных служб для детей, которые стали лучше контролировать ситуацию в семьях.

- Мы частенько возвращаем детей в семьи. Родители берутся за голову, приходят, умоляют. Но решаем не мы. Мы обеспечиваем деток в бытовом плане: кормим, одеваем. У каждого – кровать. Они имеют возможность что-то мастерить, читать книги, играть. Они же дети! Мы всех их любим, и судьбу каждого проводим через свою душу, - добавила Ольга Саранча.   

Вместе с заведующей мы прогуливаемся по приюту. В небольшом дворе, куда с кухни доносится аппетитный запах готовящегося обеда, натыкаемся на грузовую машину со стройматериалами. По словам Ольги Григорьевны, это ЗАО СК «Авлита» привезла стройматериалы для утепления.

- Куда бы мы ни обращались, нам всегда помогают, - говорит Ольга Саранча. -  Вот обратились мы  в «Авлиту» с просьбой отремонтировать бак с питьевой водой, который находится на улице. Нам это не под силу, так как стоимость работ около 30 тыс. грн. Они откликнулись, приехали, все уточнили. Сейчас уже проводят ремонтные работы. Его изолирующие стенки пришли в негодность. Мы хотим, чтоб до морозов бак, без которого нам никак нельзя, был заизолирован и утеплен. Так что надеемся на «Авлиту». Помочь детям - благое дело…

Мы идем дальше. Здание приюта старенькое, но ухоженное. Везде чисто, кое-где сделан ремонт. Персонал говорит тихо. Чувствуется, работники приюта находят нужную тональность в общении с детьми. А дети, по словам заведующей севастопольским приютом, приходят разные – и замкнутые, и чрезмерно активные, но самое досадное, в столь раннем возрасте уже обиженные судьбой.

- С ним надо говорить. Их нужно выслушать. И тогда они ответят тебе взаимностью, будут более откровенными. Мы ценим их как личностей, которые должны найти свою – успешную – дорогу в жизни, даже если в начале этой жизни им помогает не семья, а государство, - сказала заведующая севастопольским приютом для детей Ольга Саранча.

{article_author_1}
{article_photo_1}

























Елена Серебрякова
Фотограф: Фото автора
Источник: Новый Севастополь

Новости Статьи Интервью Фото Видео Редакция Реклама