11:5916.02.2009г.
«Знаю, что мое настоящее будет звучать в сердцах людей»
Александр Грин
Кроме героической летописи Севастополя есть еще у нашего города и романтическая – так считает художник Владимир Адеев, юбилейная выставка работ которого открылась 14 февраля 2009 года в выставочном зале Севастопольской организации Национального союза художников Украины. Представленные на выставке картины посвящены любимой художником стране – севастопольской Гринландии.
На удивительных картинах среди сказочных очертаний Лисса, вечернего Зурбагана, Каперны проступают черты знакомых улиц и бухт. И это – не фантазия художника. Долгие годы собирает Владимир Адеев доказательства, что А.Грин в своих произведениях, описывая приморские города, нередко обращался к воспоминаниям о Севастополе – городе, встреча с которым, как знакомство с необыкновенным человеком, запоминается на всю жизнь.
Первый раз Саша Гриневский попал в Севастополь 16-летним матросом, в недолгом плавании побывал тогда же в Одессе и в Александрии. Он мечтал о морях и дальних странах, хотел быть моряком и пытался стать им. А ему предстояло пережить две войны, империалистическую и гражданскую, и две революции.
Во второй раз судьба привела Александра Гриневского в Севастополь осенью 1903 года. Как агитатор от партии эсеров выступал в казармах флотских экипажей на Корабельной стороне. В это время на Морзаводе достраивали крейсер «Очаков». Выступления пользовались успехом – помогало знание матросской жизни. Один из соратников, читая написанные Александром листовки, отметил несомненный писательский дар, и Гриневский всерьез задумался: «Зерно пало в душу и стало расти. Я нашел свое место в жизни». Талантливого агитатора арестовали 11 ноября 1903 года на Графской пристани по обвинению в распространении революционных идей и препроводили в городскую тюрьму: «Никогда не забыть режущий сердце звук ключа тюремных ворот, их тяжелый, за спиной, стук». Александр Гриневский отсидел на строгом режиме около двух лет, переходя из камеры в камеру от первого этажа до четвертого. Его лишали права свободно передвигаться и свободно мыслить, но не могли запретить мечтать. Позже, подписывая свои произведения «А.Грин», в рассказе «На досуге» он напишет: «Человек ходит по камере и, подолгу останавливаясь у окна, с тоской глядит на фиолетовые горы, на голубую морскую зыбь, где растопленный золотистый воздух баюкает огромные молочные облака…». Именно в севастопольской тюрьме Грин сделал наброски своих первых рассказов «Маленький капитан» и «В Италию». Но Грин не только мечтал - он действовал, и… за неудавшийся побег получил 20 лет каторги. Как опасного преступника его судили вместе с шестью матросами с крейсера «Очаков». Дата ссылки на поселение – 19 октября 1905 года. Однако Гриневского ждала иная судьба. Накануне царь подписал манифест о свободе, и на огромном митинге на Приморском бульваре было с восторгом принято предложение П.П.Шмидта потребовать от властей освобождения политических заключенных. Из окна своей камеры Гриневский увидел демонстрацию на площади перед тюрьмой и человека в форме морского офицера - так произошла заочная встреча рыцаря мечты и рыцаря революции. 21 октября Гриневский получил свободу вместо каторги исключительно благодаря революционной ситуации в Севастополе. Ноябрьское вооруженное восстание он описал в очерке «Памяти лейтенанта Шмидта», а площадь перед зданием бывшей тюрьмы получила название «площадь Восставших». Так что, пожалуй, от Севастополя следует считать начало творческой биографии писателя. Это признавал и сам писатель, когда в трудные годы отказывался хлопотать о пенсии революционера: «С моим революционным прошлым мы квиты – именно в партии я стал писать. И довольно об этом».
Грина роднила с Севастополем судьба не только писательская, но и человеческая. Рядом, в Балаклаве, не мог оставаться в стороне от революционных событий и помогал прятать матросов с мятежного «Очакова» писатель А.Куприн. Это о нем говорил Грин: «Ничто меня так не формировало, как встречи и застольные беседы с Куприным, большим знатоком человеческих душ и взаимоотношений. Я учился у него всему. И жизни вообще. И творческой жизни. Благодаря ему, я стал острее видеть мир и искать свою тропу. И нашел ее». Неслучайно в следующий свой приезд в Севастополь весной 1923 года Грин вместе с женой побывали в Балаклаве. Это путешествие в Крым стало возможным, благодаря гонорару за роман «Блистающий мир», опубликованный в журнале «Красная нива». Годом раньше Грин посвятил своей жене Нине Николаевне феерию «Алые паруса». Поэма в прозе была задумана в 1916 году. Примерно в то же время, в 1907-1911 годах, над очерками о балаклавских листригонах работал Куприн. Может, потому в гриновских городах Лиссе и Зурбагане – городах вневременных и вненациональных – так узнаваемы «улицы на обрывках скал и холмов, соединенные лестницами, бугрообразные дворы, гавань со свитками парусов». Эти романы можно читать и перечитывать в любом возрасте.
Особое отношение А.Грина к Балаклаве подтверждает бережно хранимое воспоминание, о котором поведал мне балаклавский художник Анатолий Терентьев. Будучи учителем рисования в школе № 30, каждое лето водил он девчонок и мальчишек, с рюкзаками за спиной и, обязательно, с красками, в походы по Крыму. Учил видеть красоту, понимать ее и беречь. Когда-то, в 70-е годы, маршрут одного из походов проходил через Старый Крым. Побывав на могиле А.Грина, решили найти дом, где жил писатель. Нина Николаевна Грин была в то время жива, но вела уединенный образ жизни и никого не принимала. И все же Анатолий Семенович попросил передать, что ребята очень хотят увидеться с женой любимого писателя, которой тот посвятил роман «Алые паруса». Узнав, откуда родом юные посетители, Нина Николаевна согласилась на встречу: «Хочу увидеть балаклавских грэев и ассолей».
По воспоминаниям Владимира Адеева, его увлечение Грином началось еще в юности, с 8-го класса. Ему, ученику художественной школы, для участия в конкурсе рисунка «Наш родной край» в Дели (Индия), посоветовал почитать Грина наставник – художник Вячеслав Яковлев. В 70-е годы произведения писателя-романтика с удовольствием читала молодежь, в «Комсомолке» был даже специальный раздел «Алые паруса», который начинал Вадим Ковский – впоследствии известный гриновед (защитивший в 1967 г. кандидатскую диссертацию «Творчество А.С. Грина. Концепция человека и действительности» - прим. авт.). Неведомый блистающий мир Грина не уводил от действительности, а словно призывал внимательно всмотреться в окружающую жизнь, найти в ней красоту и стремиться к новому, светлому будущему. Недаром К.Паустовский говорил: «Сказка нужна не только детям, но и взрослым. Она вызывает волнение – источник высоких человеческих страстей. Она не дает нам успокоиться и показывает всегда новые, сверкающие дали, иную жизнь, она тревожит и заставляет страстно желать этой жизни. В этом ценность невыразимого подчас словами, но ясного и могучего обаяния рассказов Грина, который говорил: «Знаю, что мое настоящее будет звучать в сердцах людей».
«Могучее обаяние» произведений Грина, которое ощутил Владимир Адеев в юности, не отпускает его всю жизнь. А жизнь художника давно и прочно связана с нашим городом, морем, кораблями. После армии он работал в макетной мастерской – сколько макетов кораблей прошло через его руки! Как-то раз собрали около 20 макетов кораблей, сделанных по заказам разных организаций города, и устроили выставку «Бригантина поднимает паруса» в музее им. М.П. Крошицкого – единственную, представлявшую корабли как декоративно-прикладное искусство. Выставка получилась очень интересной, и на нее обратили внимание сотрудники Феодосийского литературно-мемориального музея А.С.Грина, и Владимир Васильевич пообещал изготовить для экспозиции этого музея макет парусного корабля «Секрет» из «Алых парусов», а также выбрать все корабли, которые упоминает в своих произведениях писатель, и сделать специальную брошюру с их описаниями и рисунками. А рисовать Владимир Адеев не прекращал, где бы ни работал. И потому начало своего уже 30-летнего творческого сотрудничества с музеем Грина отсчитывает с 1979 года – персональной выставки в Морской библиотеке, на которой среди живописных работ были картины на любимую романтическую тему и иллюстрации к произведениям Грина. Особое впечатление на зрителей производил портрет А.Грина, необычное решение которого – портрет на фоне пейзажа – подсказал художнику Вячеслав Яковлев. Замдиректора по научной работе феодосийского музея Алла Ненада попросила тогда несколько работ для готовящейся в музее выставки к 100-летию писателя в 1980 году.
С каждым годом гриновская тема в картинах В.Адеева звучала все сильнее. В 1998-99 годах персональные выставки в Севастополе, Симферополе, Феодосии были уже почти сплошь «гриновскими». Феодосийская выставка, включавшая и живописные полотна и графику, называлась «Гость из Зурбагана», а тот самый портрет Грина на фоне севастопольского пейзажа остался в гриновском музее и стал «визитной карточкой» проводимых там выставок.
Так зримо проявлялась созданная воображением писателя-романтика и кистью художника-романтика страна Гринландия. Эта страна уже имеет свою карту. А знаменитые улочки на холмах и бухты можно увидеть, например, в Аполлоновке, которая вполне могла послужить прообразом Лисса – доказывает Владимир Адеев и водит там экскурсии. Причем восторженные экскурсанты, убедившись в правоте его слов, получают красочные свидетельства жителей Лисса. Прослышав об «изысканиях» художника, Севастопольское бюро путешествий и экскурсий попросило его оформить авторский путеводитель по гриновским местам города.
Владимир Адеев мечтает вписать в летопись Севастополя «гриновскую страничку», донести до людей, особенно молодежи, «блистающий мир» писателя-романтика, любившего наш город. Он активно ищет единомышленников, которые помогут в осуществлении планов: проведение в апреле этого года конференции «Грин и Севастополь», присвоение имени А.Грина одному из библиотечных филиалов, открытие в музее школы №9 раздела, посвященного писателю, создание и установление памятника Александру Грину.
И хочется верить, что эти планы художника Владимира Васильевича Адеева воплотятся в жизнь, как ожила на его картинах страна Гринландия. Это нужно нам всем – пусть отблеск алых парусов надолго остается в сердцах, прикоснувшихся к фантастической, пусть выдуманной, но такой реальной, стране счастья, любви и надежды.
Татьяна КОЛЕСНИКОВА
Источник: Новый Севастополь